Литературной мастерской «На Малой Пироговке» исполнилось 5 лет

Статья Данилы Иванова

Фото Д. Иванова

19 октября, в лицейскую дату, в Российско-Немецком Доме состоялось очередное заседание мастерской поэта и литературоведа Елены Зейферт «На Малой Пироговке» при клубе «Мир внутри слова». Собрание получилось юбилейным: в этот день исполнилось ровно 5 лет со дня основания мастерской. Елена Ивановна рассказала об истории её создания, о клубе «Мир внутри слова», при котором работает мастерская, о приёмах работы, а также о важной книжной новинке  – антологии литературы российских немцев второй половины XX – начала XXI вв. «Навстречу недоверчивому солнцу», при подготовке которой она выступила ответственным редактором. Мастерская работает в формате лектория,  в формате кругового обсуждения всеми участниками, очными и заочными экспертами и в финале модератором, а также индивидуально «участник – преподаватель».

Специально приглашенным экспертом клуба стал Сергей Шевченко, поэт, младший научный сотрудник Института философии РАН. Во вступительной части заседания он прочитал свои стихи, в которых лирическое начало гармонично сочетается с философским видением мира. В роли заочных критиков, приславших отзывы о стихотворениях участников, выступили культуролог, журналист и редактор Ольга Балла, теоретик литературы, доктор филологических наук Наталья Медведева, поэт и издатель Владимир Пряхин, а также романист и редактор Александр Соловьев. Гостями мастерской также стали поэт и критик Людмила Вязмитинова, поэты Ирина Грацинская и Данила Иванов, прозаик Анна Пименова, декламатор поэзии Ольга Благая.

В этот день обсуждались подборки четырех авторов –  Зульфии Алькаевой, Клементины Ширшовой, Валерии Исмиевой и Станислава Молодковца.

Зульфия Алькаева, автор 5 книг стихотворений и член Союза Писателей Москвы, представила подборку, состоящую большей частью из верлибров. Участники отметили особый подход З.Алькаевой к каждому стихотворению: все произведения подборки отличались друг от друга своим графическим рисунком, порой стройным силлабо-тоническим, порой рваным верлибрическим. В стихах Зульфии Алькаевой заметна тема природы, однако, по словам Е.Зейферт, речь идёт о внутренних ландшафтах автора, о его внутреннем впечатлении от мира, которым он делится с читателем. Особенно запомнилось участникам стихотворение-воспоминание про освежеванную тушу медведя, которая повторяла контуры женского тела – в этом образе яркая метафора сошлась с биографически достоверным материалом.

Следом за З.Алькаевой прошло обсуждение Клементины Ширшовой. Клементина молодой, но уже выработавший собственную систему координат автор. Вкратце эту систему-матрицу можно охарактеризовать так: «магическое мышление в нашу эпоху». В поэтическом мире Ширшовой заметно присутствие дионисийского начала, вселенная её стихов лишена закона достаточного основания. К. Ширшова стоит на позиции непознаваемости нашего мира, его крайней иррациональности, ввергающей автора (и читателя!) в подлинный ужас перед окружающей действительностью. Особенно важным в таком состоянии бывает сохранять самообладание, что и делает автор в лучших своих произведениях, таких как «Второй пилот», «Остановите яблочный побег…» и др., которые, помимо всего прочего, отлично выстроены драматургически.

Третьим обсуждавшимся автором стала Валерия Исмиева, начавшая активно писать стихи сравнительно недавно. Участники отметили владение «бэкграундом», т.е. культурным наследием, которое В. Исмиева в силу своего образования свободно вплетает в свои произведения. Каждое стихотворение в подборке представляло собой стремительно разворачивающуюся картину, которой, однако, иногда не хватало ясности из-за слишком плотного нагромождения образов.

Наконец, в конце вечера обсуждался Станислав Молодковец. Почти каждое стихотворение автора проникнуто ощущением места – Таллинн, Пярну, Венеция, Москва, Печоры… Для создания своих текстов С.Молодковец буквально «впитывает» в себя окружающее пространство, описывая его и перенося туда читателя, заставляя почувствовать его атмосферу, мимолетность и красоту. Импрессионистские стихи С.Молодковца как будто написаны на одном дыхании, оставляют ощущение самого ценного, чем автор хочет поделиться – мгновения, фотоснимка. Е.Зейферт отметила присущий автору особый «поэтический синтаксис», который, однако, не освобождает его от необходимости искать для произведения единственно принадлежащую ему лексику, придавать произведению законченность.

К 21-30 заседание клуба (начавшееся в 14-00!), завершилось. Каждый участник обсуждения получил грамотный и обстоятельный разбор своих стихов и тем самым сэкономил время. Качественная обратная связь, совпадение внутренних ощущений автора и впечатлений читателя позволяют сделать шаг в развитии, приступить к созданию совершенно новых текстов.

Данила Иванов

Ваш отзыв