СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

С тех пор как существует православное христианство существует традиция написания икон. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии. Всем хорошо известны славные имена русских иконописцев таких как: Феофан Грек приехавший в Новгород в 1370 году и работавший над росписью Спаса-Преображенского храма на Ильине улице, а также Андрея Рублева непревзойденным шедевром которого традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. Эта икона словно визитная карточка русской иконописи, в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-Ангелов.
История русской иконописи – это история иконописных школ: годуновской, новгородской, псковской, московской, строгановской и др. История иконописи – это история судеб конкретных иконописцев, хотя по традиции не все их имена сохраняются в памяти иконописной школы и конкретного прихода. Поскольку эти люди трудятся во Славу Божию, а не для того, чтобы прославиться самим.
И по сей день есть среди православных христиан те, кого Бог благословил особым даром к написанию икон. Вот и на Бронницком Спаса-Преображенском приходе были и до сих пор есть такие люди.
За кануном в Церкви Спаса-Преображения в селе Бронница стоит большое распятие-икона, а написал её для церкви в самое кровавое пролетарское время XX века Николай Светлов. Династия Светловых-иконописцев, резчиков по дереву, позолотчиков уходит своими корнями в Бронницкую землю (об этом в своей книге «Бронницкая Спаса-Преображенская церковь пишет Н. А. Ястребова). Внучка Николая Светлова, Татьяна помнит о том, как её дедушка писал для нашего храма эту икону. «Возможно, – вспоминает Татьяна Петрова, – что и икона Архиепископа Новгородского Никиты тоже написана моим дедом, потому что манера письма у него была тёмная».
В приделе «Всех святых» есть иконы святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а также праведного Иакова Боровичского Новгородского чудотворца написанные с благословения настоятеля храма во имя Спаса-Преображения протоиерея Алексия Самуйлова прихожанином нашего храма Семёном Витальевичем Вороновым.
Талант к рисованию у Семёна Витальевича заметил в детстве его отец, художник-самоучка, и отдал его в художественную школу учиться живописи. Своё первое благословение на написание иконы Семён Витальевич получил в Троице-Сергиевой Лавре.
По традиции перед работой иконописцу следует прочесть Житие святого угодника, в честь которого будет написана икона, нужно соблюдать посты и совершать положенные православному христианину молитвы, чтобы достигнуть столь необходимого в работе благоговейного состояния духа, иначе радости в работе не будет и не будет в иконе того надмирного света, которым церковная живопись отличается от светской.
В семье Вороновых талант к художественному творчеству так или иначе проявляется у всех её членов, но только сын Даниил пошёл по стопам отца и учится в Троице-Сергиевой Лавре на иконописца.
В конце нашего рассказа хочется вспомнить слова искусствоведа Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода Галины Столовой: «Безусловно, любой настоящий художник вкладывает душу в свое произведение, но для создания иконы необходимы: личная вера, личный духовный опыт и, разумеется, профессионализм. Если икона плохо написана даже глубоко верующим, но не умеющим это делать человеком, она станет оскорблением того, кто на ней изображен. Чтобы правильно и глубоко воспринимать икону, современному человеку надо учиться так же, как и для того, чтобы понимать церковные богослужения».

©Ксения Рормозер (Rohrmoser)

Рубрики: Статья

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>