Нет, не прощу тебе любви,
И не благословлю за встречу.
Просто уйди, совсем уйди
Как день, вдруг превращаясь в вечер.
Пусть не останется следа
За всем, что счастие сулило,
Пусть рядом будет пустота,
Как будто я весь Мир разбила.
Вслух говорю «любовь была»
Но это я была когда-то,
Вслух говорю «любовь прошла»
Но это я, нет, это я
От света спряталась куда-то…
……………………………
А кто-то ждёт любви всю жизнь
И в тайне молится о счастье,
Но он не нужен никому
И ни к чему не сопричастен,
Сочувствия не знает он
И в каждом деле бесполезен
Он просто есть и потому
Спокоен, радостен и беден.
……………………………
И нет ответа на вопрос
Зачем любовь даётся даром,
Тому, кто брезгует её,
Словно просроченным товаром?

©Ксения Рормозер
Село Броница, 22.06.2021.

В каждом народе есть писатель или поэт, ставший народной совестью или бессовестностью.

Почему итальянцы не толстеют от мучного? Я думаю, тому причина климат – море, горы. А у нас болото, вот и толстеем от мучного.

Смотрю на танцующую с подростками бабулю и думаю, что она, наверное, вообще календарь с рождения не перелистывала.

Да у крестьянства русского всё время хотят отнять землю. А оно всё равно со своей земли не уйдёт ни в какие города Мира. Если русский крестьянин бросит свою землю – Россия закончится.

Когда очередной психолог говорит, что у многодетной женщины низкий духовный уровень… отвечаю, что каждому своё и всему своё время. А на уровень духовности у нас что появился всеобщий человеческий шаблон?

Ответ на истерики учителей и врачей отвечаю, что никому нельзя работать с людьми больше пяти лет подряд. Иначе человек начинает саморазрушаться и разрушать всё вокруг.

На очередной выпад, что любой немец в России – фашист. Отвечаю, что у российских немцев вообще-то русский менталитет и у них нет иной истории кроме как Российской, а история Германии его вообще никак не касается.

Смотрю на пёструю Осень и понимаю откуда взялся пэчворк.

А я знаю почему люди уходят в монастырь и даже в затвор. Господь Святым Духом жиль в них какое-то время, и они не только поняли, что такое ЛЮБОВЬ, но и то, что без Бога они со своими демонами не справятся. Более того, принесут вред окружающим. Вот они и само изолируются, чтобы не навредить.

Дисциплина – это определённый ритм жизни.

Почему русские воюют так, что всему Миру становится не по себе. Потому что они слишком много терпят несправедливости от родной власти и война для них единственное место, где они могут выпустить накопившийся пар долготерпения.

Европейцы в танцах всегда квадратные, поэтому хоровод лучший танец европейцев. Восток течёт в танце как вода, так что глаз невозможно отвести, они гипнотизируют своими танцами. А вот африканцы думают танцуя.

Ответ в очередному революционеру: в России всегда так, дворяне возбудят народ и ну за границу, пока народ костьми ложится под очередного диктатора, а эти возбудители вернутся потом выть над костями народными до следующего возбуждения. И никто из них никогда ни к кому из народа не снизойдёт, чтобы просто помочь хлебом, одеждой, кровом да что там доброго слова у них не допросишься. Одно только: «Пади, голубчик прочь» из моего храма культуры и искусства, потому что ты только рот раззевать и умеешь на красоту, а я её ценитель и хранитель.

Царь нашему народу мешал, да дворяне, да попы… ну вот теперь свои «из грязи в князи» у руля и снова не Слава Богу-с!? Капризничать изволите-с?

Первый признак старости – это не хроническая усталость, и не внезапно появившиеся болезни, и не оскудение радости. Это когда ты престаёшь говорить со своими мечтами, всегда олицетворяющими будущее, и начинаешь говорить со своими воспоминаниями и даже с прошлым своих предков. Это значит звено твоей цепи постепенно уходит из зоны света в тень забвения.

Христиане избалованы Милостью Господа и не боятся грешить, тогда как понятия Ветхого Завета требуют жёсткой дисциплины…

Быть верным – это подвиг, быть любимым – подарок Судьбы.

©Ксения Рормозер

2021

Апр 15

Wir heißen alle auf unserer Seite zur neuen ethnischen Medienausgabe / Medienpublikation willkommen! Erlauben Sie uns Sie als regelmäßige Leser unserer neuen Zeitung «HEIMAT ZEITUNG» einzuladen. Wir beginnen unsere Erzählung über die Russlanddeutschen in / aus Weliki Nowgorod und hören nicht auf bis wir alles erzählen / erzählt haben. Bitte beachten Sie die bereits geöffneten Rubriken: «Deutsche im Russischen», «Deutsches im urbanen Umfeld» (Fotos und Videos), «Kinder, Küche, Kirche, Kleider», Über das kreative Erbe der Russlanddeutschen im Bereich der Kunst», «die vergangene / ehemalige deutsche Zeitung Russlands». Wir hoffen auf eine positive kreative Zusammenarbeit mit unseren Lesern!
Приветствуем всех на странице нашего нового этномедиаиздания! Позвольте пригласить Вас в постоянные читатели нашей газеты. Мы начинаем свой рассказ о немцах Новгородчины и не закончим его до тех пор, пока не расскажем всё! Обращаем Ваше внимание на уже открытые рубрики: «Немецкое в русском языке», «Немецкое в городской среде»(фото и видео), «Kinder, Küche, Kirche, Kleider», «О творческом наследии российских немцев в сфере искусства», «Вчерашняя немецкая газета России». Мы надеемся на позитивное творческое сотрудничество с нашими читателями!

https://vk.com/vn_heimatzeitung

Апр 15

А над рекой туман безбрежный
И свет в предчувствии зари
И запах сладкий, запах нежный,
Весенний запах тишины.
На тонких травах, свежих листьях,
На распустившихся цветах
Росы серебряные искры
Незримо кто-то расплескал.
И я смотрю в немом восторге
На золотое утро дня
И распадаются на слоги
Все восхищённые слова…

Апр 15
Забудь меня Зима
И вспомни меня Лето
Писала я тебе,
Но что-то безответно…
Надеюсь доживу весной
До тет а тета.
И наконец опять
Увижу много света
Обрадуюсь что тьма
За горы закатилась
И что моя душа
Опять во всё влюбилась!
Фев 10

Все измеряют расстояния по-своему… я вдруг подумала сегодня, когда очередной раз ехала в город и глядя в окно автобуса считала деревья, почему бы не измерять расстояние количеством храмов встречающихся по дороге?
Например, у православных есть благочестивый обычай проходя мимо храма перекреститься.
Так вот от Бронницы до В. Новгорода (остановка Федоровский ручей) оказалось всего семь церквей, следовательно, мне до города всего семь раз перекреститься!
А сколько храмов стоит на Вашем пути от дома до работы (учёбы)?

Фев 10

Пятница. Сегодня было не так холодно как вчера. Сегодня воздух впитывался легко и потому гулять по улицам было приятно. Зима умеет быть очаровательной и в Новгороде.
Хорошо, что на площади всё ещё живёт новогодняя ёлка. И город, мерцая в новогодних огнях с каждой предвечерней  минутой, становится всё нежнее и молчаливее.
Именно в такие моменты хочется быть чуть-чуть откровеннее, чем обычно…
Ах, Новгород, Новгород, ты и сам не знаешь как ты великолепен в своём русском великодушии!
Или нет знаешь, но как и положено старому старинушке прячешь довольную улыбку умиротворения в седой бороде, да поглядываешь вдаль посмеиваясь про себя в ответ на неуклюжие восхищения.
Если бы тебя не было, наш сказочный город, то мы бы  тебя непременно выдумали. Просто будь таким какой ты есть и тогда всё у Новгородцева будет и будет хорошо.

©Ксения Рормозер
22.01.2021 г.
Село Бронница

17 апреля 1821 года доклад графа Алексея Андреевича Аракчеева, начальника военных поселений, получил высочайшее утверждение его императорского величества Александра I на переселение нескольких крестьянских немецких семей из Санкт-Петербуржских колонии в округ военного поселения 1-й Гренадерской дивизии. В свое время предки этих колонистов приехали в Россию из таких германских земель как: Бранденбург, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и стали Российскими поддаными.

Первая новгородская немецкая колония называлась «Гореловская», она находилась в 35 верстах от Новгорода на Аракчеевском шоссе.

Правила переселения иностранцев в Россию, озвученные в Манифесте Екатерины II от 22 июля 1763 г., для новгородских колонистов были конкретизированы следующим образом: переезд на новую землю осуществлялся за казённый счёт, каждой семье отводилось 50 десятин для пашни и лугов, позволялось строить дом по собственному проекту на средства безвозвратной субсидии и выделялось рожь и картофель для первого посева, а также выплачивалась сумма 300 рублей на семью для пропитания на первый год проживания. Кроме этого, колонисты получали льготы на 10 лет по выплате податей.

В 1835 году из Ново-Саратовской, Ижорской, Стрельнинской и Кипенской колоний Санкт-Петербурга в Новгородскую губернию переехало ещё 91 семейство. Они образовали на Новгородской земле во втором округе пахотных солдат колонию, получившую название «Николаевская», она находилась в 10 верстах от Новгорода на правом берегу реки Малый Волховец. А в 1836 году в первом округе пахотных солдат, в 53 верстах от Новгорода и в 5 верстах на восток от деревни Селищи возникла «Александровская» немецкая колония.

На новгородских рынках скоро появился картофель, капуста, лук, огурцы, свекла, морковь, салат, петрушка, редиска, сельдерей, шпинат и горчица, которые никто кроме колонистов на продажу не выращивал, как было отмечено во всеподданнейшем отчете новгородского губернатора за 1861 год.

Интересно, что в «Николаевской» колонии существовал собственный общественный хлебный магазин, где нуждающиеся колонисты могли взять ссуду ржи и овса.

Кроме земледелия колонисты занимались разведением скота. Излишки мяса перерабатывали в знаменитые колбасы и также продавали на новгородских рынках.

Мужчины занимались различными видами ремесла. Женщины традиционно занимались рукоделием. Они ткали холсты, тонкую ткань для полотенец и простыней, изготавливали шерстяную ткань для одежды и шерстяных одеял, а также домашнее сукно, вязаные шерстяные юбки и теплые платки.

Со временем в «Николаевской» и «Александровской» колониях сформировалась своя инфраструктура. К 1894 году там были лавки, мукомольный и лесопильный заводы, питейные дома, библиотеки, школы, лютеранские церкви, рядом с которыми располагались кладбища.

Школы содержались на средства колонистов, обучение велось на немецком языке вплоть до 1915 года. С началом Первой Мировой войны и, в связи с этим первой волной немецких погромов по всей России немецкие школы во всех колониях были закрыты. Но после установления советской власти все колонии Новгородской губернии продолжили свое существование как отдельные немецкие поселения и в 1921 году занятия в школах возобновились, поскольку Советская власть декларировала свободное развитие национальных меньшинств. Впервые в немецкой школе стал изучаться русский язык как предмет.

Изба-читальня в немецких поселениях играла немаловажную роль. Здесь были кружки: драматический, хоровой, кооперативный, кружок сельских корреспондентов, военный. Издавалась стенгазета «Ди нэйэ цейт». Выписывались газеты: «Дойче Цейтунг», «Новая Звезда», «Беднота», «Безбожник», журнал «Батрак». Целью любой формы деятельности в избе-читальне была как известно политическая пропаганда, агитация, разъяснение жителям сути мероприятий советской власти, ознакомление с издаваемыми декретами и законами.

В 20-х годах XX века продолжился процесс образования новых немецких поселений на Новгородчине. Появились выселки: Тарасиха, Шендорф, Малая Вишерка, Малая Михайловка, Сосниха, Ксенофонтово, Вороний Остров, 2-я Александровская, Фридендорф и хутор-колония Пусточь Дубовицкой волости Старорусского уезда.

В 1922 году в Новгороде проживало 500 человек немецкой национальности, более 500 в Окуловке, около 200 человек в Боровичах и в Крестцах 125 человек.

В начале 30-х годов XX в. в немецких колониях начинают создаваться колхозы: в составе Ново-Николаевского сельсовета Новгородского района Ленинградской области действовало четыре коллективных хозяйства: колхоз «Звезда»; колхоз «Рот Фронт», колхоз «Роте Фане» в селении Тарасиха; колхоз «Батрак» в селении Шендорф. Немецкие колхозы производили молоко, мясо, члены колхоза занимались заготовкой сена, лесозаготовками. Основное внимание уделялось выращиванию зерновых и овощных культур, таких как рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, картофель, капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, свекла.

В 1938 году по России прокатилась вторая волна немецких погромов, жители немецких колоний подверглись репрессиям, многие были оклеветаны, арестованы, приговорены к расстрелу. После начала Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области стало проводиться принудительное массовое выселение этнических немцев из прифронтовых районов за Урал.

До 1944 г. по реке Волхов проходила линия фронта, на которой оказались и немецкие поселения. Почти все они были разрушены. Например, во время проведения Любанской операции зимой – весной 1942 г. полностью сожжена «Александровская» немецкая колония.

После 1964 года, когда многие российские немцы получили возможность вернуться из ссылки на прежнее место жительство, некоторые потомки новгородских немцев приехали на земли своих предков и даже остались жить в близь лежащих деревнях.

Но это уже совершенно другая история…

в статье использованы материалы научных исследований

1. Федорук Н. С. «Полезный пример…»: образование и развитие немецких колоний под Новгородом в XIX – первой половине XX в. // Ежегодник МАИИКРН. – 2015. – № 1. – С. 67–77. URL: https://bibliothek.rusdeutsch.ru/pdf/pdf.php

2. Черказьянова И. В. Трагедия войны для немцев Ленинграда и Ленинградской области // URL: http://wolgadeutsche.ru/70_Jahre_Deportation.ht

А случилось это те далёкие времена, когда на Руси правил Император и на Волге проживали колонисты из Германских земель. Немцы жили между собою дружно в колониях, да и с местными крестьянами не ссорились. Благословил Господь пришельцев в земле русской и добрым здоровьем, и изрядными урожаями. Знай себе трудись. Бывало, у иного немца в хозяйстве своих рук не хватало, так он обязательно работников нанимал. Русские крестьяне не брезговали у немца работать потому как платил он всегда честно.
Так вот однажды и нанялся к немцу Кусмарцу овец пасти некий крестьянский сын Лукьян Смирнов. Была у него зазноба, казачка Мария. Да отец поставил будущему зятю условие, мол, коли сможешь заработать на нужды семейные так тому и быть отдам за тебя Марусю. Лукьян спорить не стал, пошёл и нанялся к Кусмарцу в работники. Долго ли коротко ли работал о том предание семейное умалчивает, но настал счастливый час и вернулся Лукьян с прибылью за дролечкой. И старый казак, пересчитав золотые червонцы, благословил дочь. В туже осень сыграли свадьбу. Лукьян да Марья прожили вместе до глубокой старости.
Когда сын их Иван подрос была в России перепись и всех многочисленных Смирновых в Нижней Добринке записали не по родовой фамилии, а по роду занятий или по фамилии хозяина, у которого они подрабатывали. Так вот Лукьян и сыновья его стали Кусмарцевыми.
После революции 1917 года развела судьба и Кусмарца и Кусмарцевых по разным российским дорогам. Куда задевался немец нам не ведомо. Но если он остался в России, то и его не миновали все катастрофы XX века – репрессий, голод, война – до неузнаваемости изменившие не только российских немцев. Голод на Волге выдавил из родной деревни Лукьяна с женой и детьми аж в прикаспийские земли. Лукьян семью от людоедства и голода спас, но перед смертью завещал детям вернуться в Россию.
И его внуки вернулись. Вернулись в самое сердце России, в Великий Новгород. Где Максим Юрьевич-Иванович-Лукьянович женился на прибалтийской немке, которая и сочинила для Вас этот сказ.

©Ксения Рормозер
20.12.2020
Село Бронница

Дек 9
Любимая, тепло твоей души
Я чувствую в твоём смущённом взгляде.
Ты уходить сегодня не спеши,
Куда идти-то тебе на ночь глядя?

Мерцают капли свежие смолы
На разгарающихся ветках ели,
Мне хорошо, когда так близко ты
Малюешь у камина акварели.

Мерцает ночь над медленной рекой,
Шуршат в траве неведомые звери,
А ты сейчас вся рядом, ты со мной,
Храпишь на не разобранной постели.

Туман ползёт по берегу реки
И просыпаются столетние дубравы.
Останься, говорю, не уходи…
Идёшь? Что ж, провожу до переправы.

Скользит с горы знакомая тропа,
Держись-ка за мои крутые плечи!
А через час и я один и ты одна
И рядом только бесконечный вечер.

© Copyright: Ксения Рормозер, 2020