Музыка слов…

0

Автор gogenpol1983 | Рубрики Новости | 13-08-2013

Павел Блюме (06.01.1983 г.р.) – современный поэт Республики Коми. На сегодняшний день Павел выпустил уже два сборника стихов: «Зима как музыка Вивальди» (2011) и «Перекрёсток» (2012). В Санкт-Петербурге был награждён благодарностью в Межвузовском конкурсе ко дню святой Татьяны, в Сыктывкаре - грамотой за стихотворный конкурс «Вера. Надежда. Любовь». Публиковался в альманахе российских немцев «Преодоление».

- Павел, очень уж хочется порассуждать о поэзии. Не секрет, что сейчас читают мало; если и читают, то, как правило «не то», а поэзия как-то и вовсе отодвинута на второй план. К примеру, зайдя в книжный магазин, я вряд ли найду там сборники современных поэтов. В чем тут дело? Либо я не там ищу, либо и в самом деле состояние современной поэзии настолько плачевно?

- Вспомним начало XX века. Имена Брюсова, Блока, Цветаевой, Пастернака знали все. Их узнавали в лицо на улицах, им признавались в любви влюбленные в их стихи девушки. А современная поэзия в самом деле мало известна широкому кругу читателей. Это связано с тем, что люди в принципе стали меньше читать. Если в 60-70-е гг. двадцатого столетия наша страна была первой по количеству читающего населения, то сейчас мы занимаем пятое или шестое место в мире! К тому же сказывается влияние массовой литературы, которая в основном написана в прозе (детективы, фэнтези, дамские романы). Поэзия в этом смысле не является «модным» направлением, она всегда была уделом «избранных».

- В двух словах, о чем писали поэты XX века?

- Каждый поэт «Серебряного века» писал «о своем». Например, символисты (Блок, Брюсов, Бальмонт) писали не о конкретных понятиях, а о символах, впечатлении от слова, пытаясь через тайное постигнуть современность.

- А поэты XIX столетия?

- Здесь нужно говорить об отдельно взятых личностях. Конечно, XIX веком правил романтизм. Но был ведь и А. Кольцов с его темой деревни, была и гражданственная лирика Н. Некрасова. Но XIX век большое значение придавал Любви, любовной лирике. Цвела баллада. Переводы. В этом смысле XX век больше дал нам философской лирики.

- О чем же пишут наши современники? Это крайне важно, ведь именно поэзия и темы, затронутые в ней, являются отражением духовного настроения в обществе.

- Тем огромное количество. В основном, конечно, преобладают личные темы. Очень много стало любителей и графоманов. Очень многие пишут про «любовь». Но писать о Любви, впрочем, как и о войне, – самое сложное дело в поэзии.

- В самом деле, сейчас в так называемой сетевой поэзии самой популярной является тема отношений между мужчиной и женщиной. Чем, на твой взгляд, отличается женская лирика от мужской?

- Сложный вопрос. Отличается ли она вообще?! Цветаева – женская или мужская лирика? Женская, как мне кажется, более импульсивна. Здесь, как и в Любви (причем физической и духовной), женщина отдает себя целиком. Мужчина отдает часть себя. Если и есть отличие мужской и женской поэзии, то оно в наших физических и духовных различиях с женщинами.

- Павел, как ты относишься к присутствию в современной поэзии ненормативной лексики?

- Отрицательно. Я считаю, что такая лексика должна оправдываться контекстом или исторической эпохой. Если пишешь о средневековой Европе, это одно, но если просто материшься и больше ничего, то это совсем другое. Я считаю, что русский язык очень богат, и можно обойтись и без мата. Да и «чернухи» в современной литературе хватает.

- Что такое Павел Блюме? О чем пишешь ты? В чём твоя особенность? Или, напротив, пока ты ищешь себя и подражаешь кому-то?

- Раньше и искал, и подражал. Но после выхода первой книги стихов «Зима как музыка Вивальди», кажется, нашел свой путь. Люблю делать зарисовки городов и стран, в которых бываю. Люблю писать о природе (пейзажная лирика). Пишу о грустных вещах, очень люблю стихотворения на исторические темы.

- Прочтешь нам что-нибудь?

- Конечно!

Плач о Федерико Гарсия Лорке

Скачет конь, летит по полю,

чёрный конь – судьбы невольник,

в небе журавли…

Чёрной точкой он в пространстве,

тучи бредят, окаянство

брошенной земли.

Конь храпит, как вепрь дикий,

где – то кличут «Федерико»

в небе журавли…

Вдоль дороги пыльной, жёлтой,

городам гореть и сёлам,

нет! уже сожгли!

Неизмерянность потери,

от поэзии к расстрелу,

плачут журавли…

Скачет конь, летит по полю,

сердцу грустно, сердцу больно,

пулей обожгли.

- С какими трудностями ты сталкивался на своем пути? Было ли непонимание со стороны окружающих, недостаточный интерес к тому, чем ты занимаешься?

- Если возникают трудности в непонимании и в чем-то еще, то я просто справляюсь с ними. Пишу еще больше. А если честно, то мне всегда помогали две вещи: Плавание и Рок. Если все плохо, то нужно сходить поплавать и как можно больше проплыть. Тогда смотришь на проблему со всех сторон. Рок также всегда выручал. Грустно – включаю плеер на «всю» и слушаю любимых «Scorpions».

- Можно ли сейчас заработать на поэзии?

- Думаю, что нет. На ней почти никогда нельзя было заработать, если ты, конечно, не Маяковский или Пастернак. Но поэт меньше всего думает о деньгах. Здесь важен сам процесс написания текста.

- Какое будущее ждет поэзию?

- Уровень современного читателя, безусловно, ниже, чем у читателя времен Рождественского и Окуджавы. Это связано, как мне кажется, с теми историческими событиями, которые происходили в нашей стране (распад СССР, шальные 90-ые и т.д.). Тем не менее, нельзя утверждать, что интерес к поэзии и вообще к литературе исчез. Он, безусловно, существует, и это очень хорошо. Я надеюсь, что временная «передышка» в жизни русской Поэзии скоро закончится, и ее ждет светлое и яркое будущее!

Беседовала Екатерина Шкиль, руководитель литературного клуба «Северный цветок»

12.08.2013 г.

Написать комментарий