DSD-НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ДИПЛОМ

Леонтьева Галина николаевна, заместитель директора по УВР и Керстин Линде, научный консультант МОУ СОШ № 106 г. Волгограда

IV-ая региональная научно-практическая конференция Волгоградской области, посвященная проблемам методики обучения иностранным языкам
«Языковое образовательное пространство: профильность, коммуникация, культура»

Тема: Немецкий языковой диплом конференции Министерства образования и культуры ФРГ.

Так как я по служебным причинам, к сожалению, не могу принять участие в этой конференции, прежде всего я хотела бы представиться.
Меня зовут Керстин Линде, я родом из Саксонии и живу там в маленьком, живописном городке в Эрцгэбиргэ (Рудные горы). Я замужем и имею двух взрослых дочерей.
До 2003 года я работала в Германии в качестве учителя и научного консультанта по немецкому языку. До политических перемен в Германии я жила как «ребёнок Восточной Германии» в маленьком, ограниченном, стесненном мире бывшей ГДР (как географически, так и политически).
Вместе с мирной революцией в 1989 году для граждан бывшей ГДР начался переворот не только в свободе мышления и слова, но и в личной свободе, вдруг открылись незнакомые  до сих пор возможности самоутверждения. Это означает, что появились новые профессиональные перспективы. Вскоре во мне созрело решение, еще раз попробовать себя в новом качестве, покинуть проторенный путь и поехать в другую страну. Так я узнала о возможности работать в качестве учителя немецкого языка за границей и преподавать там детям немецкий язык. Это сразу вызвало во мне большой интерес. Я подала заявление в Министерство иностранных дел в Главное Управление зарубежных школ ФРГ в Кёльне и получила договор с Грузией, где я два года преподавала немецкий язык как иностранный и была уполномоченным лицом по программе Немецкий языковой диплом конференции Министерства образования и культуры.
С августа этого года я работаю в качестве учителя и научного консультанта по немецкому языку в МОУ СОШ № 106 в прекрасном городе Волгограде. Когда я получила это предложение, я не стала долго раздумывать, ведь Россия для меня не чужая страна. Еще ученицей я побывала  в Мурманске в рамках школьного обмена, а позднее в качестве студентки была несколько месяцев в Иваново. Сейчас я пребываю здесь, чтобы внести свой вклад в осуществление программы Немецкий языковой диплом и способствовать дальнейшей популяризации этой программы в Волгограде.

Что означает понятие Немецкий языковой диплом (НЯД)?

В 1972 году на конференции Министерства образования и культуры Германии было решено создать программу Немецкого языкового диплома, предназначенную для учащихся за границей и учащихся немецких школ за границей. Спустя некоторое время это решение начало осуществляться: и вот уже 30 лет Немецкий языковой диплом является основным инструментом содействия распространению немецкого языка в мире. НЯД приобретает особую значимость среди различных языковых сертификатов, так как он тесно связан со школьной программой и тем самым содержит общеобразовательные компоненты, страноведческие знания и способствует развитию межкультурной компетенции.

Европа стремится к объединению. Изучение современных иностранных языков присуще сегодня (к счастью) не только привилегированному обществу. Напротив, кто ставит перед собой цель развиваться профессионально и иметь больше свободы действий в нашем современном мире, для того владение иностранными языками является необходимостью.

Поэтому мы особенно рады тому, что политические изменения в государствах бывшего социалистического сообщества и связанное с ними открытие Востока навстречу демократии и прогрессу способствовали учреждению программы Немецкого языкового диплома и в этих странах.
10 лет назад начался успешный ввод программы в школы Центральной и Восточной Европы. С 1995 года НЯД стал и в Волгограде значимой составной частью предмета немецкий язык как иностранный. Роль пионера в этом отводится МОУ СОШ № 106 с углубленным изучением иностранного языка в Советском районе. Начиная с 2003 года, 25 учащихся этой школы выполнили высокие требования НЯД и успешно выдержали предусмотренные программой экзамены. Школе № 106 был присвоен статус экзаменационного центра НЯД (базисная школа).
То, что интерес к НЯД в Волгограде велик, доказывает и тот факт, что с 1996 года по рекомендации Волгоградского городского Отдела образования началось осуществление программы Немецкого языкового диплома во 2-ой гимназии Красноармейского района, а с 2004 года учащиеся гимназии получили право сдавать экзамены на получение сертификата. В этой школе наряду с русскими учителями немецкого языка преподает также и немецкий учитель. А также гимназия № 1 в Центральном районе города в сотрудничестве с городским Отделом образования проявляет большой интерес к программе и хотела бы получить статус школы, проводящей экзамены на сертификат НЯД. Разговор об этом недавно состоялся между ответственным Научным консультантом/координатором из Саратова, господином Вернером Либеркнехтом, и администрацией гимназии № 1. В гимназии № 1 также преподает немецкий учитель.

Как проводятся экзамены на сертификат НЯД?

В принципе различают две ступени сертификата. Их отличия заключаются в качестве квалификации, т.е. уровне знаний и умений при использовании немецкого языка. Немецкий языковой диплом первой ступени едва ли играет какую-либо роль на территории Центральной и Восточной Европы, так как здесь востребован НЯД II ступени, соответствующий более высокой языковой квалификации. Именно об этом сертификате  я и буду в дальнейшем вести речь.
Преимущества НЯД II ступени очевидны: тот, кто стремится получить высшее образование в Германии, и выдержал экзамен на НЯД II ступени, освобождается в дальнейшем от  обязательного языкового экзамена для поступления в любой университет Германии.
Цитата из документа о порядке проведения экзамена:
«На экзамене на получение сертификата Немецкий языковой диплом II ступени экзаменуемые должны показать, что они владеют языковыми знаниями и умениями, необходимыми для обучения в высшей школе Федеративной Республики Германии.»
Экзамен является бесплатным. Как минимум с финансовой точки зрения для учащихся, так как не взимается никакой оплаты. С немецкой стороны осуществление программы связано со значительными расходами, так как необходимо оплачивать контракты программных немецких учителей.
Однако это без сомнения требует от учащихся больших усилий, готовности к труду и прилежания. Экзамен, предстоящий в конце программы НЯД, предъявляет чрезвычайно высокие требования, выполнив которые неслучайно вознаграждается государственным немецким дипломом.

Согласно настоящему порядку проведения экзамена экзамен на НЯД II ступени состоит из трех письменных и двух устных (всего пять) экзаменационных частей.
Письменный экзамен:
- понимание прочитанного текста
- лексико-грамматический тест
- изложение с элементами сочинения (создание собственного текста).
Время, отводимое на понимание прочитанного текста и на лексико-грамматический тест, составляет 50 минут на каждую часть экзамена. Для написания собственного текста отводится 210 минут.
Устная часть экзамена делится на  аудирование – время экзамена: 25 минут – и отдельный устный экзамен.
Все письменные задания и задание по аудированию разрабатываются централизованно в Германии. Это означает, что учащиеся по всему миру, сдающие экзамены на Немецкий языковой диплом, выполняют одни и те же задания. Кроме того, централизованно устанавливается точное время сдачи экзамена, обычно это – начало декабря (для НЯД II ступени). «Устный экзамен» должен быть завершен, как правило, в январе. Для сдачи этой части экзамена экзаменуемые выбирают тему, по которой они должны основательно подготовиться. Они должны самостоятельно подобрать материал по теме, читать немецкоязычную литературу, самостоятельно подготовить выбранную тему к устной беседе, короче говоря, стать «специалистом» в выбранной области. На устном экзамене учащимся необходимо доказать свою компетентность во время 20-минутной беседы.
Все части письменного экзамена, а также аудирование, проверяется экзаменационной комиссией в Германии. Экзамен на НЯД проверяется и оценивается в соответствии с точно установленной системой баллов.
Все требования, предъявляемые к различным частям экзамена, чрезвычайно обширны и многосторонни. Их описание не может быть осуществлено в рамках этой статьи. Русские коллеги, которые преподают в обеих школах, где сдают экзамен на НЯД (МОУ СОШ № 106 и гимназия № 2), а также в школе-претенденте (гимназия № 1) регулярно посещают многочисленные семинары, проводимые на эту тему. Преподавание в области НЯД предъявляет к учителям очень высокие требования. Для этого прилагается невероятно огромное количество усилий, которые не всегда могут быть достаточно оценены.

Экзамены на НЯД конечно являются также критерием преподавания. Современный иностранный язык изучается для того, чтобы уметь общаться с другими людьми, чтобы уметь ориентироваться в соответствующей стране, чтобы понимать книги, газеты, телевизионные передачи и радиопрограммы…, короче говоря, чтобы уметь использовать иностранный язык как средство общения. Это является целью всех наших усилий при преподавании немецкого языка как иностранного. Необходимость связанного с этим коммуникативно-направленного преподавания очевидна. УМЕТЬ на уроке немецкого языка означает языковую способность в области аудирования, чтения, говорения и письма. Сюда относятся естественно и знания грамматики, но они не являются целью и самоцелью, а лишь этапом, средством для достижения цели. Только лишь со знанием грамматических правил едва ли можно общаться на иностранном языке.
Поэтому свое выступление я хотела бы закончить просьбой: смелее разговаривайте со своими учениками на уроках, давайте высказываться Вашим ученикам, позволяйте им КОММУНИЦИРОВАТЬ друг с другом на немецком языке. Ошибки – это норма, и они разрешены! Хороший урок иностранного языка это тот, на котором РАЗГОВАРИВАЮТ.

Заместитель директора по УВР                                               Г.Н.Леонтьева

Керстин Линде
Научный консультант МОУ СОШ № 106


Оставить комментарий

 

RusDeutsch.ru