Популяризация немецкого языка в общеобразовательных учреждениях.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия  №8
Красноармейский район

О мотивации обучения немецкому языку в процессе деятельностного сотрудничества учителя и учащегося.

учителя немецкого языка:
Леонтьева Галина Николаевна

Волгоград-2011

„Für den Lernprozess tragen nicht nur die Lehrer;sondern mehr noch die Schüler, ihre Eltern und das gesellschaftliche Umfeld die Verantwortung. Nur im Zusammenspiel dieser Faktoren kann Lernen gepant verlaufen.“  (из доклада Андреаса Штепана на 3 международной конференции по дидактике преподавания иностранного языка в Волгоградском государственном педагогическом университете от 14.05.04)

I.Введение
Обозначенная проблема представляется нам актуальной, принимая во внимание тот факт, что интерес и стремление к изучению иностранного языка-это важная тенденция,отражающая реальную востребовательность иностранных языков в современном мире.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интерессу у них к его предмету, так как интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но по данным исследований, из более 97% учащихся к 7 классу интересс значительно ослабевает у 86% учащихся.
Поэтому проблема мотивации при изучении иностранного языка всегда присутствует, особенно сегодня при  обучении немецкому языку в  школе, в современных
условиях обучения.
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: «Как вообще должно строится обучение немецкому языку?» В процессе стимулирования изучения немецкого языка особенно актуализируются следующие проблемы:
- проблема образования единого психологического пространства, способствующая повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе;
- проблема организации педагогического партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества, сотрудничества и сотоварищества между учащимся и учителем;
- проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и погасить антимотивы учащихся и их родителей, когда не возникает желание изучать немецкий язык;
- проблема изучения немецкого языка как второго иностранного, которое в значительной мере осуществлялось «снизу», которое необходимо осмыслить и организационно упорядочить.
Практика показывает, что учителя немецкого языка не по своей вине оказались недостаточно подготовленными к решению всех этих и других, возникающих в процессе учебной деятельности, проблем. Важным этапом практического решения вопроса мотивации при обучении  немецкому языку, в условиях средней школы, является продуманная пропагандистская работа с родителями и учащимися с целью разъяснения  роли разных языков с учетом местных условий.

II.Информационные аспекты, направленные на стимулирование изучения немецкого языка.
В процессе своей работы учитель немецкого языка должен учитывать культурные процессы, происходящие сегодня в мире, а также принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм.
Необходимо вести активную просветительскую работу среди родителей, которые в силу устойчивой тенденции к вытеснению английским языком другие иностранные языки, рассматривают английский язык как более престижный, относясь к немецкому языку как ко второсортному.
В этой связи злободневными представляются следующие направления работы с родителями в смысле пропаганды немецкого языка.
1. В настоящее время, в новых общественно-политических и экономических условиях начинает складываться национальная концепция воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавщего богатство культурного наследия народов других стран, тем самым лучше осознающего свою собственную культуру. Этой концепции противоречит устойчивая тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков, односторонняя  ориентация на англо-американскую культуру, недооценка исторически сложившихся связей с Германией, Францией и испаноговорящими странами.
2. Нецелесообразными и неразумными представляется выбор английского языка под влиянием сиюминутной коньюктуры, особенно в регионах, где проживают этнические немцы и, где осталась интенсивная востребованность изучения немецкого языка, которая в первую очередь и отвечает потребностям конкретного региона.
3. Немецкий и английские языки являются родственными, так как оба относятся к западногерманской группе индоевропейских языков. Английский язык берет свое начало от языка древнегерманских племен (англов, саксов и ютов),переселившихся из северной части Германии и южной части Дании в Британию.
4. Большая общность и многовековая связь судеб немецкого и российского народов, широчайшее культурное и научное-техническое общение и сотрудничество. На Руси столетиями образ  цивилизованного культурного иностранца отожествлялся с представителями германской группы народов.
5. Экономический аспект в настоящий период не является малозначимым. Германские  инвестиции в российскую экономику являются наиболее значимыми. Следует также отметить традиционную солидность немецкого партнерства.. Немецкие фирмы, сотрудничающие с Россией, пользуются поддержкой Германского государства,что нельзя сказать об остальных зарубежных партнерах.
6. И, наконец, творчески работающие учителя составляют, как правило, высококвалифицированный потенциал школы, дающий хороший уровень обученности учащихся, их успешное участие в районных и зональных олимпиадах,мотивирующие выпускников школ к поступлению на языковые факультеты вузов.

III. Изучение немецкого языка, как второго иностранного языка.
Значителен опыт длительного преподавания немецкого языка в историии российскии советских школ, который требует бережной обработки, анализа и обобщения в реальных условиях лидерства английского языка, для того чтобы осмыслить и упорядочить введения немецкого языка как второго, а также  свести к минимуму возможность морального травмирования учительского состава школ, в которых немецкий язык потерял статус первого иностранного языка.
Процесс обретения немецким языком статуса второго иностранного языка осуществляется в значительной мере «снизу» стихийно. Интерес к проблеме изучения  второго иностранного языка наметился лишь относительно недавно.
Объективная реальность, что также доказано научно, показывает, что обучение второму инотранному языку не должно и не может строиться точно так, как обучение первому иностранному языку.
В связи с этим встали следующие вопросы: «Как должно строиться обучение немецкому языку как второму в процессе деятельного сотрудничества учителя и учащегося?»
«Как заинтересовать учащихся и их родителей в изучении немецкого языка как второго?
В этой ситуации окажется безусловно полезным проведение среди учащихся и их родителей информационных компаний, направленных на интенсивное изучение иностранных языков. Общеизвесто, что изучение близкородственных языков помогает глубже усвоить каждый из них, а  процесс изучения второго иностранного языка, родственного первому, происходит значительно легче и быстрее.

IV. Практическая реализация обучения немецкому языку, как второму.
Очень важно на практике как можно большле ориентироваться на личность обучаемых, учитывать их возможности, склонности, интересы; поддерживать заинтересованность у школьников и желание изучать немецкий язык как второй иностранный язык,тем самым усиливая деятельностный характер обучения, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, для более гибкого вариативного построения учебного процесса, для развития и стимулирования творчества и учителя, и учащихся.
Опыт показывает, что при практической реализации изучения немецкого языка как второго важно обратить внимание на некоторые вопросы обучения, решение которых помогло бы сделать обучение немецкому языку как второму более эффективным и результативным:
-Необходимо не допускать стихийного (факультативного) введения немецкого языка как второго, что может привести к нерешенности многих организационных вопросов(количество часов, аудиторные помещения,место занятий в школьном расписании,отсутствие должностного методического обеспечения и других).
- Важно формировать общественое мнение о необходимости изучения не одного, а двух и более иностранных языков, привлекая внимание родителей к следующим лингвострановедческим моментам.:
а)  родство немецкого и английского языков
б) положительный перенос знаний, приобретенных при изучении первого иностранного языка,облегчающий тем самым процесс усвоения учебного материала,так как изучения немецкого языка как второго происходит на основе осознанного сопоставления лексико-грамматических явлений английского и немецкого языка с целью переноса ранее сформированных навыков,вызывая у учащихся определенные ассоциации.
в) роль иностранных языков в воспитании человека и гражданина, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение средствами двух и более иностранных языков.
-Не менее важным является проблема выбора учебника. Это представляет большую сложность для учителя, так как некачественное решение этой проблемы изначально наносит урон качеству обучения. Да и эффективность процесса обучения во многом зависит от используемых учебников. Важно распознать, где основной учебник,а где дополнительное учебное пособие. Ведь очень часто лоббирующие книготоргующие организации, в условиях ажиотажного спроса, занимаются распространением   своей продукции.рассчитаной, как правило, на условия объединенной Европы.
А ведь при обучении немецкому языку как второму необходима преемственость и опора на языковую базу английского языка как первого. Думается разумным использование отечественных учебников в качестве основных средств обучения,а зарубежных в целях дополнительного источника учебного материала. Например, «Мосты. Немецкий на базе английского».(под редакцией И.Л.Бим и др.) ,основной отечественный курс обучения немецкому языку как второму построен таким образом что:
-В зависимости от условий обучения  он может продолжаться от  трех до пяти лет.
-избыточное количество текстов и тренировочных упражнений позволяет дозировать объем тренировки и сделать обучение дифференцированным и личностно-ориентированным.
-Усвоение нового языкового материала облегчается посредством опоры на языковую базу английского языка как первого.

V. Эффективность обучения немецкому языку как второму.
Четкая организация работы при обучении немецкому языку как второму предполагает достичь в нем такого же уровня обученности, как и первому иностранному языку. Очень желательнео, чтобы администрация школы считалась с особенностями квалификации и творческим потенциалом своих учителей. Недооценка кадров-это глубокий просчет в практическом и этическом планах, который глубоко травмирует учителей и наносит урон эффективности и качеству обучения немецкому языку как второму.
Педагогическая практика показывает, что активный преподаватель немецкого языка исходит из попытки обучения языку как средству  общения и приобщения к культуре другой страны, народа,т.е. создает определенные хорошо продуманные условия в организации учебного процесса.
1.Стремления к расширению межкультурного потенциала школьников через квантативное развитие тематики содержания УМК от семейно-бытовых ситуапций к более серьезным культурным пластам, таким как:
А. Наш дом – Европа
Б. Объединение Германии
В. Место немецкоговорящих стран в Европе.
Г. Иностранный язык, на котором говорят более 100 миллионов человек и др.
2.«Формирование ученических групп по определенным критериям хотя бы в будущем таким, как :
-  желание учащихсяя и их родителей изучать немецкий  язык как обязательный,как курс по выбору или как факультативный курс с 7,8 или 10 класса.
-  уровень подготовки ребенка ненизкий по первому иностранному языку
- способность ребенка к изучению таких предметов, как русский язык или математики и других;
- здоровье ребенка
3.Использование современных УМК в полном объеме (рабочие тетради, книги для чтения, аудиокассеты, проверочные тесты и др.);
4. Составление адекватного расписания занятий иностранным языком, желательно сразу после основных предметов,так как по сложности усвоения иностранный язык занимает 2 место среди всех учебных предметов т.е стоит сразу после математики;
-широкая прсветительская работа с родителями по вопросу актуализации преподавания немецкого языка, которым необходимо указать на преимущества немецкого языка для их детей в будущей трудовой деятельости;
5. Взаимоконтроль педагогов при посещении уроков и обмене опытом в процессе дискуссии после урока, что получилось в ходе урока, а что нет.
- рациональная и бережная обработка творческого учебно-методического   багажа педагогов для плодотворного проецирования на успешный переход к обучению с немецкого языка как первого иностранного на немецкий язык как второй иностранный, там, где   немецкий  язык не имеет статуса первого иностранного  языка, а  также для методической   модификации программы по немецкому языку для общеобразовательных учреждений с профильным изучением немецкого языка как первого там, где выбор первого иностранного языка осуществляется в пользу немецкого языка.
-проведение активной внеаудиторной работы.

VI. Внеклассная работа при обучении немецкому языку.

При планировании конкретной информационной и рекламно-информационной деятельности в школе важно использовать весь спектр интерактивных методов и форм обучения:
- Интернет, вебстраницы
-создание стенгазет, проектная деятельность, интернетпроекты, интернетобщение,  стендов и кабинетов иностранного языка;
- подготовка материалов по страноведению и языковых практимумов;
- проведение семинаров. школьных конференций (в том числе и иоу), практических занятий. недель или декад по иностранному языку, проектов и других исследовательских разработок и находок преподавателей в процессе мотивированного деятельностного субъектного педагогического сотрудничества;
-ведение пропагандистской кружковой работы
-организация летних школьных лигвистических лагерей
Остановимся на некоторых  моментах внеаудиторной деятельности учителя, учащегося и их родителей.

1.Кружковая работа.
Как правило руководство работой кружка   осуществляют учителя-предметники. Она может включать в себя различные формы  , например, иметь театрализованное направление.
Кружок «Театр на немецком языке» или «Майстертрефф»  служит повышению мотивации при обучении немецкому языку, так как способствует более углубленному изучению отдельных вопросов учебной программы;
- заинтересованность учащихся в изучении немецкого языка в ходе ознакомления с жизнью и творческой деятельностью поэтов и прозаиков Германии;
- подготовке тематических театрализованных вечеров и миниспектаклей
- подготовка концертов, кукольных спектаклей для младших школьников, для родителей
-эстетическому развитию личности в процессе творческой деятельности.
Организация и проведение проектной работы в школе. Проектная деятельность учащихся развивает у них интерес к овладению немецким языком, те есть служит достижению цели формирования коммуникативной компетенции учащихся, что вытекает из практического опыта проведенияч проектных работ в ходе которых:
а) укрепляются межличностные отношения;
б) развивается коммуникативная активность на основе сотрудничества;
в) открываются большие возможности для актуализации языковых и страноведческих знаний по немецкому языку для познания другой культуры, для установления контактов с немецкоговорящими странами, где можно на деле применить свои знания, например, в ходе региональных или международных проектов (например: „Bärenbesuch-2004“. „Partnerschule der Zukunft“.
Разработка и претворение в жизнь элективных курсов по немецкому языку. В данном случае речь идет об учебно-методическом комплексе для элективного курса делового немецкого языка «Введение в практику делового общения на немецком языке» или «Экономический немецкий».
Такие курсы также служат и будут служить высокой заинтересованности и мотивации учащихся внутри профильной специализации в рамках учебного предмета  «Немецкий язык».

VII. Заключение.
В настоящее вренмя учителями немецкого языка ведется активная работа по сохранению в учебном плане немецкого языка как первого или второго иностранного языка, преподаваемого в российских школах, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка  благодаря:
1.Новым информационным технологиям и новым техническим средствам передачи информации.
2. Повышению активности и творчества учительского труда по обеспечению прочности знаний, умений и навыков.
3. Интеграции иностранного языка с другими предметами, например, с историей  и литературой.
4. Развитию партнерских отношений между учителем, учащимся и их родителями, что имеет в целом большое образовательное и воспитательное значение, т.к. ответственность за качественнвй учебный процесс несут не только учителя, но и учащиеся, их родители и общественное окружение.
5. Обучению немецкому языку через постоянное самообучение учителей немецкого языка.
6. Активное участие учителей немецкого языка в семинарах, организованных  Волгоградской государственной академией повышения квалификации работников образования  и германской стороной.

Таким образом, в современных условиях обучения немецкому языку, складывается объективная образовательная тенденция, служащая сохранению языкового плюрализма. Она начинает противостоять другой объективной тенденции, обусловленной геополитическими и социально-экономическими факторами во имногих странах мира, резко приведшей к соотношению изучаемых иностранных языков в пользу английского языка.
Педагогика активного сотрудничества на уроках немецкого языка делает процесс изучения иностранному языку более осмысленным и творческим.
Школьники получают радость и удовлетворение, познавая другой язык и другую культуру. Их родители постепенно признают важность развития всех языкав, создания необходимых условий для функционирования двуязычия или многоязычия  в общеобразовательных учреждений.


Оставить комментарий

 

RusDeutsch.ru