Рождество в немецких традициях

Христианский мир живет в ожидании одного из главных   церковных праздников – Рождества Христова. Часть церквей, живущих по григорианскому календарю, отмечает его 25 декабря, другая часть, в основном православные,  согласно  юлианского календаря, 7 января. Но уже давно для многих людей, независимо от национальности и  вероисповедания, он стал самым любимым и веселым праздником, который искренне воспринимается, как символ добра и надежды, созидания и мира. Это внесло разнообразие и в традиции его празднования.
Канун Рождества– самое волшебное время в году. Быть может, именно вера в чудеса движет миллионами жителей планеты. Люди с головой окунаются в предпраздничную суету: покупают подарки, устраивают торжественные обеды и украшают свой дом.
Ожидание праздника и предчувствие  Рождества  начинается уже в ноябре, за четыре недели до Рождества, в так называемое время Адвента. Это слово в переводе с латинского означает”ожидание” или ”пришествие”. Символом Адвента стал “Адвенткранц”- зеленый рождественский венок из еловых веток, обвитых  красными и золотыми лентами с четырьмя красными свечами, зажигающихся последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. Накануне Рождества, в Сочельник, горят все четыре свечи. По церковному предписанию, ленты должны быть фиолетового цвета – цвета поста в Лютеранской церкви.Этот обычай пришел из Германии. Согласно легенде, в одном из лютеранских приходов близ г.Ганновера, работали по найму бедные дети. Чтобы скоротать долгие зимние вечера и посчитать отработанные дни, дети взяли кольцо от телеги  и каждый вечер устанавливали  на нем по одной свечке. И случайно оказалось, что проработав до самого Рождества , в день праздника, их скромную комнату украшало колесо с 28 зажженными  свечами. С тех пор люди стали отмечать это время, зажигая не 28, а 4 еженедельные  свечи.  Как и многие  другие  народные обычаи, он символизирует  жизнь и опирается на веру в магическую силу кольца. Зелени и свету всегда приписывали благотворное воздействие сил плодородия.
Изобретателем венка стал в 1833 году  немец Генрих Вихерт. Он украсил парадный зал большим красивым венком. Идея понравилась как жителям, так и церковным властям и вскоре рождественский венок получил распространение не только в Германии. Сегодня в Азербайджане можно увидеть разнообразные рождественские  венки во многих офисах и домах.
Символом Рождества  является Белоснежная Роза Христа, которую в количестве 12 бутонов (месяцев) ставят в Рождественскую ночь в воду. К старинным рождественским  растениям относиться и розмарин, который до сих пор люди дарят друг другу в виде маленьких рождественских букетиков.
Главный атрибут праздника – это Рождественское дерево-“Таненбаум”, в качестве которого, благодаря основателю лютеранского вероисповедания – Мартину Лютеру,  с 16 века стала использоваться ель. Согласно легенде, он как-то шел зимой в ясную звездную ночь  и был поражен волшебным зрелищем: над припорошенной снегом елкой сияла звезда, как будто опустившаяся на макушку дерева. Это и послужило созданию обычая ее наряжать. Вначале, в качестве украшения были яблоки, которые олицетворяли райское дерево познания добра и зла. В память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого, на елку стали вешать мучные изделия, символизирующие, употребляемый в образе причащения, хлеб. Вершину украшали “Вифлеемской звездой”. Посредине елки  находился Святой Дух в виде   голубя из сахара, справа висел Кристкинд, слева – его мать. На ветках висели позолоченные орехи, выпечки из теста в виде фигурок животных  и  множество сахарных Ангелов. Все это  было опутано золотой сетью. Позже, немцы создали шары из стекла, разрисованные фосфоресцирующими красными шарами.
К немецким традициям  относится  обычай, начиная  с  первого воскресенья Адвента , сооружать  Рождественские ясли и  постепенно, воссоздавая полную их картину( хлев с деревьями, пастухов с собаками, Святое Семейство , в сочельник- быка и осла, младенца Христа и Ангела). За время Адвента детям разрешается класть в ясли за каждое доброе дело  по одной соломинке( чем больше соломинок, тем мягче  спать младенцу).  Затем  ясли  переносились под елку и дети, в зависимости  от количества  соломинок, получали подарки. А вручает им эти подарки  Крискинд – Младенец Христа . Этот обязательный персонаж в праздновании Рождества, приходит в Рождественскую ночь к детям  и приносит им подарки ,    напоминающие о дарах, что преподнесли Младенцу Иисусу Три Волхва.
С 1709 года символом жертвоприношения стали и  зажженные   свечи.  Через семьдесят лет спустя Иоган Вольфганг Гете в” Страданиях молодого Вертера” упоминает обычай зажигать рождественские свечи, как что-то совсем обычное.
В Сочельник, 24 декабря – обязательное посещения праздничного  богослужения в церкви, где стоит елка , под которой обычно дети разыгрывают рождественскую историю. В немецких церквях очень сильна музыкальная традиция, которой отводиться  одна из главных ролей в создании праздничной атмосферы. Звучит органная «Рождественская  оратория» Иоганна Себастьяна Баха.  Золотокудрые рождественские ангелы” поют много песен. Рождественским гимном в Германии  является  песня”  Тихая ночь, Святая ночь…” . Существует легенда, что   в 1818 году, прямо в канун Рождества  мыши  проели меха органа  в церкви Св. Николая в Оберндорфе , близ Зальцбурга . Но без музыки- нет службы…   Тогда помощник пастора  Иозеф  Франц Мор написал  слова  песни и обратился за помощью к своему другу -органисту Францу Хаверу  Груберу, живущему в соседнем городке Халлене, и тот за одну ночь написал музыку к песне, которую прихожане исполнили в сопровождении гитары.

В этой прекрасной песне  прочувствовано Величие и Святость Рождества. В Евангелическо- Лютеранской общине г. Баку  она впервые прозвучала в исполнении церковного хора  на праздновании Рождества в 1996 году и полюбилась многим  в Азербайджане.
В 1819 году, известная с конца 18 века в многочисленных  вариантах песня”О,Таненбаум”, в обработке фон А.Царнака, стала одной из главных детских рождественских песен. Популярность ее можно сравнить с известной, ставшей почти народной  в России,  песенкой – “В лесу родилась елочка”,  автором которой  была Р.Кудасова, а музыку сочинил  немец Л.К. Бекман в 1906 году, оба любители.
После церкви  в доме в  кругу семьи   начинается  праздничная трапеза. Традиционная рождественская кухня в Германии состоит из  семи или девяти блюд. Это должны быть кушанья,  включающие в себе зародыши жизни: рыба, мак, горох, бобы, яйца , рис,  разнообразные печеные изделия. Непременным условиям является свинина с квашеной капустой, а неизменным спутником немецкого рождества является  глинтвейн( красное горячее вино с пряностями).
Празднование Рождества  связано с проведением благотворительных акций и сбором пожертвований для бедных. Ведь в праздник  каждый должен получить хоть немного счастья!

С   наступающим  ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ!

Могилы – путь к примирению

«День целый бой не умолкает, окрестность стонет и пылает…
Тогда, на поле брани… ,озарена луною ,на боевом своем коне,
явилась Смерть!
На холм поднявшись, оглянулась,остановилась, улыбнулась…
Кончена битва, я всех победила!
Жизнь вас поссорила – я помирила « .

А. Голенищев – Кутузов, »Торжество Смерти»

Народ никогда не бывает инициатором войны. В пучину страданий и горя обычно его ввергают амбициозные помыслы временщиков- правителей. И тогда жертвами войны считаются не только те, кто погиб на поле боя. Жертвой становится весь НАРОД, на долю которого выпадает это незаслуженное испытание. Хорошо, что правители приходят и уходят, но народы остаются с незаживающей раной в груди и памятью об этом ужасе. Известно, что память нужна не мертвым. Она нужна живым, которые должны уметь прощаться с пережитым прошлым. Ненависть – чувство разрушительное. Прощать – значит, прощаться с ненавистью и освобождать место в своей Душе для настоящего и будущего .
Примирение между воевавшими во Второй мировой войне государствами началось уже давно. Примирить народы во имя мира могут могилы жертв этой войны. В том числе и над могилами тех, кто был пленен , депортирован в последние годы войны и нашел свой последний приют и вечное упокоение далеко от своей родины.
Более 15 000 военнопленных и интернированных разных национальностей( немцы, поляки. венгры, австрийцы, чехи, словаки) находились в Азербайджане в спецлагерях, лаготделениях, спецгоспиталях и особых рабочих батальонах с начала 1945 по 1950 год.
По данным архива МВД , в Азербайджане было 17 таких спецорганизаций и 14 кладбищ. Из них в Мингечауре-3, Ханларе- 3 , Гяндже (Кировабад) -3, Дашкесане-1, Сумгаыте-1. В Баку было три кладбища, но до сегодняшнего дня сохранилось только одно в Ясамальском районе. В 1994 году с большим трудом мне удалось разыскать это место. Кладбище представляло собой пастбище для овец и домашней птицы. Вскоре жители этого поселка проявили удивительное понимание и вместе с Евангелическо-лютеранской общиной г. Баку приняли активное участие по очистке территории кладбища. В феврале 1995 года, во время подготовки к проведению торжеств, связанных с 50-тилетием победы над гитлеровским фашизмом, по распоряжению Президента Г.А. Алиева кладбище было приведено в надлежащий порядок. Одновременно с этим шла кропотливая работа в архивах Баку и Москвы по уточнению списка похороненных. Ведь главной целью было вернуть этим людям их имена!
В 1997 году Исполнительная власть г .Баку выделила дополнительные средства с целью создания на кладбище мемориала всем умершим военнопленным не только во Второй мировой войне , но и жертвам Первой мировой войны 1914 года. К сожалению, из-за амбиций некоторых чиновников, работы по благоустройству кладбища тогда были прекращены. Позже этим вопросом занималось посольство Германии в Азербайджане.
Работа по уточнению имен захороненных и поиски тех, кто еще не потерял надежду услышать о судьбе своих родных и близких , были продолжены. Но из-за отсутствия необходимых средств, не были окончены, и главная цель не была достигнута. Могилы до сих пор безымянные.
Привожу сведения о некоторых из них.

Ципф(Zipf) Арнульф Карл родился 5 июля 1922 года в г. Ляйтерсхаузен , округ Баден. Отец- Карл Эдуард, мать- Катарина Вильгельм . Проживали в г. Кенигсберге , где отец был профессором университета . Мать воспитывала детей: Карла Эбергарда Карла и Ганса Вольфранга. Арнульф окончил восмилетнюю гимназию и поступил в Кенигсбергский медицинский институт. 1 июля 1942 года был призван по мобилизации в немецкую армию, где вскоре был награжден железным крестом и получил звание оберфельдфебеля медицинской службы. Взят в плен 7 мая 1945 года в г .Бреславль , где служил в санитарной группе. Это был высокий красивый молодой человек с темным цветом волос и карими глазами. Попав в плен , он испил всю горькую чашу этого положения. Главным бедствием практически для всех был голод, в результате которого наступала дистрофия разной степени. В ноября 1946 года он в крайне тяжелом состоянии был направлен в спецгоспиталь с диагнозом – дистрофия III степени. Интенсивное лечение в виде вливаний крови, глюкозы и введение в рацион сырой печени не смогли улучшить его состояние.
И в той обстановке находились люди, чье сердце не могло быть равнодушным к тяжелобольным. Это долг каждого медика. И не удивительно, что умирая, Арнульф обратился с просьбой к медсестре передать свои часы его родителям. С этой надеждой он умер 17 ноября 1946 года и был похоронен в Мингечяуре . Не смогла Судалова Валентина Семеновна исполнить эту предсмертную просьбу – врач узнал об этом и угрожая, забрал часы себе.

Надо отметить, что в те годы самыми привлекательными были часы и сапоги. Интересная история произошла с военнопленным из Берлина Рольфом Эрнестом Рице. Когда в 1946 году он поступил в лагерь Мингечяура, у него забрали часы марки «Кинцле» с черным циферблатом ,которые ему подарила мать на день его рождения . На обратной стороне была надпись « 14.8.1939, Deine Mutter». В 1949 году, попав наконец в списки репатриантов, он решил вернуть дорогой для его сердца подарок и написал об этом письменную просьбу .Можно представить себе реакцию, если через три дня после этого он написал новое письмо, в котором он уже отказывался от своей просьбы, написанной «по его глупости, так как хорошо понимает, что советские начальники и без него имеют много работы и хлопот» .
Известны некоторые данные и о других людях ,судьба которых занесла их так далеко.

Эрих Вильгельм Майер родился в 1923 году в г. Бохум в лютеранской семье. Вместе с отцом Вильгельмом, матерью Вельяминой и братом Вильгельмом он проживал на улице Унгдоштрассе 8 . Имел сестру Эрну. Высокий шатен с синими глазами. В апреле 1942 года был призван в 1-ю пехотную дивизию, где в звании оберефрейтора служил шофером -автослесарем. Взят в плен 11 мая 1945 года в Чехословакии. Умер 29.1.1947 года от воспаления легких. Похоронен на кладбище в поселке Ясамалы Баку.

Артур Вальтер Курт родился в 1927 году в г. Алтенбург в Тюрингии .Отец – Курт Вальтер, мать Тимм Эли Францевна ,сестра Гертруда. Сам был холост. Семья исповедовала лютеранство. Имел общее образование и работал столяром. Мобилизован в 1944 году. Служил солдатом в инфантерии 48 дивизии. Взят в плен 9 мая 1945 года в г. Франштате . У него дистрофия была в такой степени, что предпринятое переливание крови привело его в коматозное состояние. Артур умер 25.07.1946 года . Похоронен на кладбище в Баку.

Рихард Робертович Готвальд родился в 1909 году в селении Людвигдорф в Силезии. Отец- Готвальд Роберт. Имел брата Рудольфа и трех сестер. Был женат на Лине и имел сына Манфреда 1938 г. Жил в Берлине, где работал сапожником. В армии с 1940 года, служил в 34 пехотном полку 35 пехотной дивизии в звании оберефрейтора , наград не имел. Взят в плен 9 мая 1945 года на острове Гела в Германии. В спецлагерь № 444 Мингечявура прибыл в июне 1946 года. Работал на стройках Баку.10 января 1947 года умер от воспаления легких, порока сердца и дистрофии 3-й степени. Похоронен на кладбище в Баку .

Конрад Георг Дет родился в 1928 году в г. Гибесберге, в Баварии .Родители умерли рано. Имел брата Ганца Георга и сестер –Лину, Марту, Анну и Ангелю. Сам был холост. В армию призван 7 апреля 1945 года , был стрелком –танкистом. Взят в плен в г. Фрайнштадт ,Чехословакия . Несмотря на усилия врача –военнопленного Кнайста, состояние было очень тяжелым. Читая его историю болезни можно было физически ощутить и пережить те страдания, через которые ему пришлось пройти . Он умер 17 апреля 1947 года.

Даниил Даниил Вагнер родился в 1925 году в с. Ворумлон в Румынии , католик, холост. В армию был призван в 1944 году и служил в артиллерийском полку. Наград не имел. Взят в плен 20 апреля 1945 года в г. Штрицберге. Работал на строительстве дома № 1 Мингечяурской гидроэлектростанции, где и стал жертвой несчастного случая. Он скончался 8.02.1947 года в хирургическом отделении больницы им. Семашко. Похоронен на кладбище в Баку.
Среди военнопленных было много антифашистов и коммунистов, которые активно привлекались для политической работы. Из них готовили убежденных сторонников нового демократического порядка в Германии. С этой целью проводились лекции, доклады и беседы. Популяризировали производственное движение им. Генеке, имевшее цель увеличить общий рост производительности труда. Отличившихся в этом движении, направляли на антифашистские курсы и улучшали бытовые условия.

Грустная судьба Бруно Альфреда Шентке, 1895 г рождения. Проживал в г.Берлине по ул. Вайзенбург дом 1 . Отец- Альфред 1889 г, мать Маргарита- 1884 г., братья- Альфред- 1902 г., Вилли –1903 г., Курт – 1912 г., жена Шарлотта –1905 г. В 1901-1905 годах работал в Петербурге. Одессе ,Москве. .В 1923 году за поддержку идей Гегеля был осужден на полтора года и отбывал срок в тюрьме Берлина, где и вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1933 году за препятствие маршу гитлеровцев сидел шесть месяцев в тюрьме «Фридриххайм», а в 1936-38 гг .- за передачу сведений Америке, отбывал срок в концлагере «Коломбия» . В 1939 году был призван в армию, где служил в 311 санитарном батальоне морфлота командиром взвода в звании фельдфебеля. Наград не имел. Капитулировал 11 мая 1945 года на острове Бернгольм. В спецлагере был в антифашистской группе. Но, по всей вероятности, никаких льгот не имел и 13 января 1947 года умер от дистрофии. Похоронен на кладбище в Баку.

Карл Карлович Штибер также был членом Коммунистической партии Германии с 1927 года. Родился он в 1903 году в с. Виртамрат, р-н Гершер. Жил вместе с женой Анной в г. Калсруэ по ул. Турлахер дом 23. Имел брата Эрнста 1914 г. рождения. В 1935-37 годах за политику против фашизма был осужден в г. Брухсам. Мобилизован в 1939 году в авиационный батальон, оберефрейтор. Наград не имел. Взят в плен под Ковелем в июле 1944 года. В Мингечявур прибыл в декабре 1945 года. Жил в лагере, питался в общей столовой, спал на нарах и три раза в месяц мылся. Некоторое время был руководителем группы.Отличался неплохим здоровьем. С воспалением легких он был помещен в госпиталь Министерства вооруженных сил в Баку. Шло дело на поправку. Но однажды его обнаружили мертвым. Оказалось , что в больнице он прибрел быстротекущую дизентерию. 10 января 1947 года он скончался и был похоронен на кладбище в Баку .
Все эти сведения взяты из личных дел военнопленных.
Это небольшая часть из скорбного списка минувшей войны. Мы надеемся , что эта публикация привлечет внимание тех, чье сердце неравнодушно к незатихающему горю людей, потерявших на фронте своих близких.

Гимн и Герб Германии

История государственного гимна и герба Германии началась в первой половине XIX века. Музыкой гимна стала мелодия, сочиненная в 1797 году Йозефом Гайдном и посвященная императору Францу II. Она называлась «Песнь кайзера» и начиналась словами «Боже, храни императора Франца, нашего доброго императора Францаї». Это мелодия стала «Австрийским Императорским гимном».

Мелодия очень быстро стала известной и популярной. 26 августа 1841 года Август фон Фаллерслебен (1798 –1874), живший тогда на маленьком острове Гельголанд в Балтийском море, написал текст, который назвал «Песней немцев». Надо отметить, что в те времена «немцами» считались все германоязычные народы Европы, в том числе австрийцы.
Политическая ситуация в Германии, объединенная из 38 различных образований, грозила развалом ее обратно на свои составные части. Патриотически настроенные немцы мечтали об объединении немецких земель в единое национальное государство. Песня и была посвящена единству немцев. Этим объясняется пафос первых строчек -«Дойчланд, Дойчланд юбер аллес -Германия, Германия превыше всего», т.е., для любого немца-патриота, родина должна быть «превыше всего в мире!» Согласно второй строфе, сохранить старую репутацию Германии в мире, должны были «немецкие женщины, немецкая верность, немецкое вино и немецкие песни». В третьей строфе звучал призыв к единству, праву и свободе, что являлось залогом счастья и процветания немецкой отчизны!
Песню напечатали и исполнили в одном из гамбургских отелей. Тогда поэт даже не предполагал, что судьба этого произведения будет такой же противоречивой, как и судьба самой Германии, а первая строфа стиха станет спорной для многих поколений его соотечественников. В 1848 году «Песню немцев» с восторгом пели немецкие революционеры. В 1890 году песнь была исполнена по случаю возвращения в немецкое лоно острова Гельголанд и впервые получила высокое признание. Но действительную популярность «Песнь немцев» получила в дни Первой мировой войны.
После образования Германской Империи (1871-1918), Императором был провозглашен король Пруссии Вильгельм 1. Для Императорского гимна была взята музыка английского гимна, написанная Г. Кэрри в 1740 году- «God save the king- Боже, храни Короля/Королеву). В качестве текста, Германия использовала строки, написанные Г. Хариесом в 1790 году для датского короля Кристиана У11- « Heil dir im Siegerkranz». Но официально государственным гимном он не стал. В южных немецких странах к гимну относились со скепсисом, а вот Британской Империи во время Первой мировой войны пришлось долго оправдываться, что это не гимн Германии. Они вынуждены были использовать в качестве британского гимна «Rule Britanie», о чем писала газета «Каспий« в 1916 году.
После падения кайзеровского рейха была образована Веймарская республика. Первый рейхспрезидент, социал-демократ Фридрих Эберт, 11 августа 1922 года провозгласил первую строфу «Песни немцев» на мелодию Гайдна государственным гимном нового немецкого государства – Веймарской республики. После падения республики, к власти пришли национал-социалисты под руководством А. Гитлера, который в 1933 году стал рейхсканцлером Германии. В этот период- период Третьего рейха, «Песня немцев» продолжала оставаться гимном Германии, но вскоре была скомпрометирована. В фашистской Германии, в связи с гитлеровским планом завоевания мирового господства, изначальный смысл строф совершенно забылся. Национал- социалисты делали ударение на первой строке. Злополучная фраза о превосходстве Германии хорошо вписалась в гитлеровскую политику и приобрела ярко выраженную националистическую окраску. Две других строфы нацисты вообще запретили к исполнению и вставили вместо них гимн штурмовиков «Песню Хорста Весселя«(1930-1945). Она была сочиненна в 1927 году активистом нацистской партии Хорстом Весселем на основе мелодии песни германских моряков. Но в 1930 году Вессель был застрелен членом Компартии Германии, а Геббельс начал представлять его как «великомученника» нацистского движения. Во время исполнения первого и четвёртого куплета песни Весселя, с первой ее строчкой «Die Fahne hoch! -Знамена ввысь!», было предписано поднимать руку в знак нацистского приветствия.
Песня использовалась на официальных мероприятиях, но государственным гимном никогда не была. После падения Третьего рейха, она попала под запрет. До сих пор её исполнение в Германии считается нелегальным.
Неофициальным гимном нацисткой Германии стала песня »Лили Марлен». Текст был сочинен в 1915 году во время Первой мировой войны поэтом Гансом Лиепой. После написания в 1938 году Н.Шульцем музыки, песня стала очень популярной. В ней рассказывалось о любви солдата к далекой девушке, которую, возможно, он никогда больше не увидит. Мелодия песни служила заставкой к передачам нацистского радио, что вызвало недовольство министра пропаганды Геббельса, который даже пытался ее запретить, считая, что ее меланхолические слова оказывают «деморализующее влияние на боевой дух гитлеровских войск».
По иронии судьбы, после того, как немецкая актриса Марлен Дитрих исполнила ее на английском языке, песня стала одной из любимых песен и солдат союзнических армий. Надо отметить, что в лютеранской общине г. Баку тоже очень любят эту песню и часто поют.
После второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. Согласно Ялтинской конференции, состоявшейся в 1945 году, Германия была лишена государственности. В 1948 году была основана Федеративная республика Германии, но вопрос о ее национальном гимне не был решен. Первое время использовались различные мелодии, чаще всего – «Ода к радости» Бетховена. В апреле 1952 года федеральный канцлер Конрад Аденауэр предложил в качестве гимна опять «Песнь немцев», но только ее третью строфу. Первую и вторую, по политическим соображениям, решили исключить. С тех пор на государственных мероприятиях звучала музыка Гайдна и этот текст. Но они не были признаны официальным гимном Германии. Испытав шок от преступлений гитлеризма, в Западной Германии только в 1970-е годы стали опять размышлять о национальной символике. Старый гимн был оставлен только с третьей строфой, но в апреле 1985 года телевизионные передачи стали заканчиваться пением всего текста. В ноябре 1989 года Бундестаг признал законным публичное исполнение полного текста фон Фаллерслебена. Это решение поддержал 7 марта 1990 года Конституционный суд ФРГ. Он решил, что предложение Аденауэра не может считаться юридическим основанием для ограничения гимна лишь последней строфой «Песни немцев» и вернул остальные две строфы.
В образовавшейся в 1948 году параллельно Германской Демократической Республике, гимном стала песня «Возрождённая из руин» Ганса Эйслера на стихи ,написанные в 1949 году в Москве коммунистом Й. Бехером. Но текст, из-за одной фразы «Германия, единое отечество», исполнялся лишь до 1970 года. Построив Берлинскую стену, восточногерманские власти распорядились исполнять в торжественных случаях одну музыку, без слов, чтобы народ страны не воспринял текст, как призыв. В ноябре 1989 года, когда началась мирная революция, политики ГДР решили вернуть «выброшенные из песни слова». Они оказались созвучны призыву к единству. По всем программам радио и телевидения стали звучать слова старого гимна, но было уже поздно…
3 октября 1990 года после объединения двух германских государств, спор о гимне возобновился. Многие предлагали отказаться от «Песни немцев», созданной полтора века назад. Но в 1991 году президент фон Вайцзеккер, утвердил ее в качестве государственного гимна объединенной Германии, с исполнением только третьей строфы: » Единство, право и свободу нашей германской отчизне! Будем все вместе к ним стремиться по- братски сердцем и делом ! Единство, право и свобода -нашего счастья залог. Цвети же в лучах сего счастья, цвети германская наша Отчизна!» Надо отметить, что вопрос о национальном гимне Германии до сих пор не оговорен, ни Конституцией страны, ни другими ее законами.
Государственный флаг Германии состоит из трех горизонтальных полос: черной, красной и желтой. Черный цвет символизирует прошлое, красный – современное положение, а желтый – будущее этой страны, а все вместе олицетворяют сплоченность и свободу. История национальных цветов Германии началась в XIX веке. Во время борьбы с Наполеоном немецкие студенты-добровольцы образовали так называемый «Корпус Свободы». Униформой корпуса стали студенческие чёрные сюртуки с нашитыми красными погонами и латунными («золотыми») пуговицами. Именно эти же цвета приняли студенческие ассоциации Германии и к 1816 году они уже использовали чёрно-красно-золотой флаг. На фестивале в мае 1832 года национальный флаг имел надпись на средней красной полосе: «Deutschlands Wiedergeburt -Германское возрождение». 31 июля 1848 года чёрно-красно-золотой флаг был впервые поднят, как знак единой Германии. Он стал символом революции 1848-1849 годов. В 1863 году этот флаг использовался во время Конференции германских князей во Франкфурте и, постепенно, чёрно-красно-золотой флаг начал ассоциироваться с понятием германской национальности. Объединение же Германии произошло под черно-бело-красным флагом премьер- министра Отто фон Бисмарка.
Чёрно-красно-золотой (а не «жёлтый») флаг отменялся сначала сторонниками Империи, а затем фашистами, но вновь возрождался. Последний раз германский флаг был официально возрождён и принят после второй мировой войны в 1949 году и утвержден в качестве правительственного флага Германии с 7 июня 1950 года.
В социалистической ГДР сохранили исторические цвета, добавив в центр герб. После объединения, государственным флагом Германии осталось полотнище из трех черно-красно- желтых полос без эмблем.

Русский перевод Wordpress шаблоны бизнес сайтов