Пища для мозгов

дерзайте – (это ссылка на аудифайл)

Ну что ж. Дорогие мои читатели, в особенности те, кто заждался моих сообщений. (Здравствуй мой курганский друг и товарищ!). Обещая вам писать постоянно тут, я конечно же, соврал. Но хочу вас заверил соврал совершенно специально, тк знал что делать что-то периодично я уж точно не могу. Однако запись которая призвала меня к ответственности меня так задела, что я решил отметиться тут опять.

Итак встречайте и ликуйте.

Перечитав собственный первый пост, я обнаружил, что счел логичным и интересным прикладывать к каждому посту подходящий аудио трек, – продолжу эту традицию и введу новую «фишку»), эта песня может показаться вам попсовой, – собственно так и есть, однако только одна строчка из этой песни вертиться у меня в голове и что важно в рамках этой записи в блоге, она очень соответствует смыслу сообщения…  Итак после того как вы прочитаете ниже написанное – послушайте трек и отгадайте какая строчка тут в тему. Правильно угадавшему приз. Притом не просто благодарности или еще какая-то фигня, а реальный приз -  либо книга Елены Зейферт с автографом либо мой mp3 плеер. Выбирайте сами. Итак правильные ответы оставляйте в коментах, подарка ждите по почте, чествований не ждите)

Теперь же собственно суть всего этого действа. Ниже приведен кусочек научного труда одного из моих друзей. Бесценного собеседника и просто нехорошего(imho) человека. Читайте и думайте и конечно же выигрывайте приз!

»

Глава 3. Общественно-политическое движение российских немцев

Общественная активность российских немцев имеет продолжительную историю и традиции. Но в рамках данной главы мы хотим сконцентрировать свое внимание и исследовательский интерес на текущей ситуации, на анализе того положения дел, которое мы имеем на начало XXI века. Нам кажется логичным рассмотреть в этой части работы политику помощи немецкому меньшинству со стороны правительств РФ и ФРГ, затем охарактеризовать «ландшафт» общественно-политических организаций российских немцев и в заключение осуществить оценку эффективности их работы и описать их потребности и горизонт возможностей.

3.1. Позиция правительств ФРГ и РФ в отношении немецкого меньшинства

Российские немцы являются объектом совместной опеки и поддержки германского и российского правительств. В данном параграфе мы рассмотрим ключевые институты и организации, осуществляющие мероприятия в пользу немецкого меньшинства. Мы проанализировать их деятельность в широком контексте как германской, так и российской политики.

Несмотря на проживание в различных условиях, в общественном сознании и практике международных отношений российские немцы воспринимаются как единая этническая группа. Их культурное развитие является одной из ключевых проблем внешнеполитической активности Германии. Немецкий культурный центр им. Гёте (Гете-Институт), осуществляющий по поручению МИД ФРГ программы поддержки немецкого меньшинства в России руководствуется таким определением этой целевой аудитории: «Russlanddeutsche sind Angehörige der deutschen Minderheiten, die in Russland und in den mit ihm historisch-politisch verbundenen Gebieten leben (Kasachstan, Kirgistan, Usbekistan, Ukraine, Tadschikistan und andere Republiken der GUS)[1]. [Российские немцы – это люди, принадлежащие к немецкому меньшинству, проживающие на территории России, а также исторически и политически связанными с нею областях (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Украине, Таджикистане и других республиках СНГ)]. Таким образом, германская сторона продолжает поддерживать представление о российских немцах как эквиваленте советских немцев, объединяя и немцев Казахстана, и немцев Грузии, и немцев Украины  и всего СНГ в одну группу.

Крайне важно подчеркнуть тот момент, что проблематика российских немцев рассматривается Берлином в более широком контексте: как одна из составляющих политики поддержки немецкого населения в странах Восточной Европы и Центральной Азии. К примеру, миссия и географический охват Гете-Института по этому направлению деятельности определены так: «Goethe-Institute im Baltikum, in Georgien, Kasachstan, Kirgistan, Polen, Rumänien / Moldavien, in der Russischen Föderation, Slowenien, der Slowakischen und Tschechischen Republik, der Ukraine sowie in Ungarn erhalten Fördermitteln, die sie in speziellen Projekten einsetzen». [Представительства Гете-Института в странах Балтии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Польше, Румынии/Молдавии, Российской Федерации, Словении, Словакии и Чешской Республике, Украине, а также Венгрии осуществляет специальные проекты в пользу немецкого меньшинства].

Уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, Кристоф Бергнер, рассматривает проблематику в еще большем масштабе. В сферу своей профессиональной ответственности он включает немецкие и немецкоязычные меньшинства Западной Европы (Дания, Италия, Франция, Голландия), Восточной и Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, страны Балтии, территории бывшей Югославии, Румыния, Венгрия), страны СНГ, а также других регионов мира (латинская Америка, Южная Африка). Таким образом,  германская бюрократия старается выработать целостную политику и единые принципы поддержки немцев за пределами страны.  То есть, принимая программу помощи немецкому меньшинству в том или ином регионе, в Берлине стараются увидеть общую картину. Таким образом, проблематика российских немцев оказывается не изолированным феноменом, а наоборот, значимым элементом выраженного стремления ФРГ поддержать немецкие меньшинства во всем мире.

Другим дискурсом, также влияющим, на политику Берлина и Бонна в отношении немцев СССР/СНГ является тема «изгнанных». Это крайне острая и болезненная тема в публичном политическом пространстве страны. По результатам Второй мировой войны от Германии в пользу Польши, Чехословакии и СССР (РСФСР и Литва) были отторгнуты области на востоке страны.  Граница немецких государств проводилась по линии Одер-Нейс. Все территории Рейха восточнее нее отходили к ее соседям: Чехословакия получила Судетскую область, Польше достались Силезия, Западная и две трети Восточной Пруссии, Восточный Бранденбург, Вольный город Данциг (польск. Гланьск), а также округ Штеттина (польск. Щецин), в состав Литвы был включен Мемель (лит. Клайпеда), а к РСФСР отошел Кенигсберг и примерно треть Вочточной Пруссии (ныне Калининградская область). Все немецкое население в насильственном порядке выдворялось на территорию Германии в ее нынешних границах, то есть либо в советскую зону оккупации (будущая ГДР), либо в зону оккупации союзников (будущая ФРГ)[2]. В ходе этих операций также депортации подвергались немецкие меньшинства Восточной Европы. Порядка 14 млн. человек были вынуждены покинуть места своего постоянного жительства в Центральной и Восточной Европе и только 12 достигли Германии живыми[3]. В основном депортации завершились к 1950 году, когда Польша и Чехословакия выдворили основную массу немецкого населения со своих территорий.

В 1953 году правительство ФРГ приняла закон об «изгнанных», который дал возможность 4,3 млн. немцев переехать из стран Восточного блока в Западную Германию. В соответствие с ним на гражданство этой страны имеет право этнические немцы, живущие за границей. Репатриация российских немцев осуществлялась и продолжает базироваться именно на этом правовом документе. Землячество немцев из России входит в состав влиятельного Союза изгнанных (Bund der Vertriebenen)[4]. Эта активная общественно-политическая структура стремится осветить в своей деятельности трагедию немецкого мирного населения и немецких меньшинств в Восточной Европе. Она включает в себя 20 землячеств, 16 региональных объединений и 4 присоединённые членские организации, состоящих из «изгнанных немцев» (die Vertriebenen), «переселенцев»[5] (die Aussiedlern) и «поздних переселенцев»[6] (die Spätaussiedlern). Руководство этого союза довольно близко к элите ФРГ консервативной ориентации. Оно пользуется неизменной поддержкой Христианско-Демократической партии (ХДС-ХСС) и лично канцлера А. Меркель[7], по мнению которой, Германия несет моральную ответственность перед немцами Восточной Европы как жертвами развязанной нацистским режимом мировой войны. Таким образом, поддержка российских немцев являются значимым элементом политики «ответственности и искупления прошлого».

Значимым моментом в отношении Германии к немецким меньшинствам, как мы полагаем, является положение немецкого языка в мире. На текущий момент сфера изучения и применения немецкого языка неуклонно сокращается. Он отступает под давлением английского, который становится языком глобализации и международных коммуникаций. Нынешняя элита Германии высказывает опасения по этому поводу. Правительство выделяет большие финансовые средства для популяризации немецкого языка по всему миру. При этом немецкое меньшинство воспринимается как естественный проводник немецкой культуры в том или ином регионе. Не случайно, именно Гете-Институту было поручило реализовывать основные проекты в пользу немецких меньшинств Восточной Европы. Ведь именно эта структура является ключевой в политике поддержки и популяризации немецкого языка.

Наконец, в прошлом на политику в отношении немецких меньшинств заметное влияние оказывал идеологический дискурс. Осуществляя политику репатриации, Западная Германия доказывала свое превосходство над Восточной. Это давало Бонну возможность говорить как бы от лица всех немцев. Более того, люди бежавшие из ГДР также рассматривались федеральным правительством как «изгнанные». То есть социалистический режим маркировался как преступный. К тому же репатрианты из Восточного блока в отличие от немцев Латинской Америки  или Африки не должны были доказывать факта притеснений и дискриминации в местах своего проживания. Таким образом, ФРГ косвенно осуждала политику социалистических стран в отношении немецкого меньшинства. Рудименты этого дискурса сохраняются в текущем законодательстве. Например, эмигрировать в ФРГ не могут немцы, занимавшие в советское время высокие посты. Особенно жестко это правило работает в отношении немцев, служивших в армии, МВД, других силовых структурах, а также в партийном и советском аппарате. То есть германская сторона воспринимает этих людей как «пособников преступного режима». Эта позиция, по сути, является продолжением политики денацификации и декоммунизации, осуществленной в самой Федеративной Республике.

Таким образом, политика ФРГ в отношении российских немцах находится в широком контексте международной деятельности Берлина. Ключевыми дискурсами, определяющими ее вектор являются: 1. программы помощи и поддержки Германией немецких меньшинств в мире, 2. политика признания ответственности и искупления вины перед немцами Восточной Европы как жертвами Второй мировой войны,  3. задача поддержки и популяризации немецкого,  4. наследие идеологического противостояния со странами Восточного блока.

Позиция российских властей в отношений немецкого меньшинства также находится в зависимости от нескольких социально-политических дикурсов. В первую очередь следует принять во внимание тот факт, что «немецкий» вопрос является одной из составляющих «национальной политики» как федерального правительства, так и региональных структур. То есть отношение к проблемам российских немцев во многом является производной от тех общих решений и общего видения властями этнической проблематики. Несмотря на то, что сейчас нет отдельного ведомства по национальной тематике, это поле очень четко конструируется и контролируется современными политическими и административными структурами России. На текущий момент федеральный центр старается создать общую рамку для осуществления национальной политики, предлагая набор типовых решений тех или иных этнокультурных проблем. Этническим группам, не имеющим своих территориально-государственных автономий, предлагается институт национально-культурных автономий и просветительских центров как единственно возможный способ сохранения этнической специфики и культурного возрождения. Чиновники не устают повторять, что главная цель любой «этнонациональной» политики заключается в воспитании лояльных граждан Российской Федерации. Они не устают подчеркивать, что в первую очередь видят перед собой не финнов, якутов, поляков, русских и так далее, а россиян. При этом подчеркивается, что проблемы этнических меньшинств должны решаться комплексно и рассматриваться в широком контексте. «Немецкий» вопрос воспринимается как рядоположный, равноценный и взаимосвязанный с «еврейским», «татарским», «корейским» и т.д. То есть никакой особой немецкой политики быть не должно. Но она есть, и здесь мы сталкивается с влиянием других дискурсов.

Мы полагаем, что ими являются, с одной стороны, необходимость выстраивания добрососедских взаимоотношений Германии и России, а, с другой стороны, политика памяти. Остановимся на этом подробнее. Немецкое меньшинство видится Москвой как одно из значимых полей взаимодействия и кооперации с ФРГ. Региональными властями (Алтайский край, Омская и Ульяновская области и др.)  оно рассматривается как ресурс для привлечения германских инвестиций. Чиновники различного уровня подчеркивают положение этой группы населения как естественных посредников между Россией и Европой. Но по нашему мнению, существует и скрытый мотив: Москва стремится избежать формирования гражданской лояльности немецкого этнического меньшинства в пользу ФРГ. Это заставляет реализовывать специальные программы, включающие элементы «патриотического воспитания». Примером, может служить тот факт, что в 2010 году тема конференции Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев была скорректирована по требованию Министерства регионального развития. В названии заменили «этническая идентичность» на «гражданская идентичность» и получили в результате: «Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков»[8]. Аналогичным образом курс тренингов по актуализации этнической идентичности, проводимый с 2008 года Немецким молодежным объединением, был изменен и дополнен компонентом «гражданская идентичность».

«Политика памяти» в российских реалиях связана с признанием властями  преступлений коммунистического режима и ужасов сталинских депортаций. Она прочно связана с демократическим дискурсом. Именно в периоды либерализации (период «оттепели», Перестройка) проблемы российских немцев, как этнической общности, подвергшейся коллективной дискриминации, оказывались одними из ключевых в социально-политическом и информационном пространстве страны. Признание преступности решений Сталина о депортации немецкого населения СССР неминуемо ставит вопрос об ответственности и реабилитации. Логичным и юридически обоснованным вплоть до распада Советского Союза виделось восстановление Немецкой республики на Волге или учреждение иной формы территориальной автономии[9]. Современная Российская Федерация не рассматривает возможность предоставления немецкому населению какой-либо формы государственности. Но в силу исторической инерции и давления со стороны уже оформившегося национальной немецкого движения руководство России принимало ряд мер по удовлетворению этнокультурных потребностей немцев. Примерами служат две федеральные целевые программы. Однако срок реализации этих проектов заканчивается в 2013 году и, скорее всего, они не будут пролонгированы. В связи с этим лидеры некоторых общественных организаций российских немцев высказывают некоторые опасения. По их мнению, десталинизация российского общества являлась и продолжает оставаться необходимым элементом реабилитации и успешной интеграции немецкого меньшинства в России. На текущий момент социологи фиксируют феномен «исторической амнезии» большинства россиян: граждане знают о преступлениях сталинского режима, но отказываются давать им моральную оценку, осуждать их. Опросы свидетельствуют о  росте симпатий к Сталину и о превращении его имени в символ победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов[10]. Таким образом, формирующийся в России «культ Великой Победы» обеляет самого Сталина и заставляет усомниться в том, что действия в отношении советских немцев были преступны. В Интернете уже появляются многочисленные материалы, рассказывающие о необходимости и обоснованности «эвакуации» немцев Поволжья и Европейской части Союза в Сибирь и Казахстан. Полагаем, что влияние этого дискурса будет в ближайшие годы усиливаться. От российских немцев все более настойчиво будут требовать предать забвению «прошлые обиды» и «двигать дальше». Материалы «Московской немецкой газеты» свидетельствуют о том, что модель «виктимизации», свойственная немецкому меньшинству в 1980-1990 годы постепенно замещается стратегией «принятия собственной истории». При этом акцент все активнее переноситься с проговаривания проблем групповой травмы (опыт депортации, трудовой армии, лагерей и спецкомендатуры) на героизацию вклада российских немцев в Великую Победу. Примером может служить реализованная сайтом  www.rusdeutsch.ru акция «Они приближали Победу. К 65-летию Победы». В рамках этого проекта рассказывалось о судьбах немцах, на трудовом фронте, а также уникальные (единичные) истории о российских немцах на фронтах, в советской разведке и партизанском движении. Авторы стремились показать советский патриотизм немецкого населения, подчеркнуть его лояльность. «Сотни тысяч российских немцев были мобилизованы в годы войны в рабочие колонны. Они ковали металл Победы, приближали ее своим трудом, кто на заводе, кто на стройке, кто на лесоповале. Тысячи немцев получили статус «труженик тыла»… самым несправедливым старики до сих пор считают то факт, что им не дали возможность воевать за Родину»[11].

Таким образом, будучи жертвами двух тоталитарных режимов: гитлеровского и сталинского российские немцы в современной России получают помощь для возрождения и сохранения своей культуры со стороны обеих стран. Давайте рассмотрим организационную сторону этого сотрудничества.

»

Далее шли всяческие ссылки и сноски, их я, жалея вас, удалил

А вот ссылка на автора, дабы не было претензий к авторству в дальнейшем. Мое предложение не открывать её и оставить его, бедняжку, инкогнито):

http://www.rusdeutsch.ru/?menu=13&menu0=34&menu01=121&z=1

Удачи, и до скорых) встреч.

Ваш, Дмитрий Кельш

Страсбург

Так как это моя первая запись в блоге позвольте рассказать вам о формате моего повествования вам. Я буду стараться к каждому материалу который выкладываю сюда прикладывать фотографии описываемых мною событий и песню которая могла бы характеризовать мое настроение или ощущения от рассказа и проведенного времени. Порядок восприятия вами аудио-фото-текстовой информации выбирайте сами, однако мне видится идеальным следующий формат: аудио(послушать песню – ссылка на нее под фотографиями)- прочитать текст – и в заключение посмотреть фотографии)

Итак с 24 по 30 апреля 2010 года я провел в Страсбурге. Причиной поездки послужила выставка организованная Национальным Советом молодежных и детских объединений России выставка: «Молодая многонациональная Россия». Все это мероприятие проходило в совете европы – фотографии можете посмотреть ниже – здание перед которым куча флажечков и лужайка). Собственно выставкой конечно все то великолепие которое было устроенно в холле здания «council of europe» назвать можно с натяжкой! Непосредственно на выставке присутствовали представители около 10 народов России, всем нам дали 2 стола для того что бы мы могли разложить предметы своей культуры и быта и с их помощью презентовать себя и многонациональную Россию в целом. Остальная часть выставки это – большое количество стендов на английском языке, составленных Нац советом. Да совсем забыл еще упомянуть и о том что наряду с нами себя активно презентовала организация ЭТНО МИР. Кто не знает это выполненная в этнических стилях база отдыха\музей в около 200х километрах от москвы(точнее думаю вам интеренет подскажет). Примерно так это все и выглядело. Куча стендов, два стола и много молодых людей большинство из которых одеты в национальные костюмы своих народов. Для меня презентация многонациональной России это в первую очередь презентация жизни, истории и современных реалий Нашего народа, народа Российских Немцев. Конечно рассказывая о себе я не забывал говорить и о других народах, но скорее в ракурсе нашего с ними сотрудничества и сосуществования в едином государстве: например я рассказывал о недавно прошедшем дискуссионном форуме этнической молодежи россии, первое заседание которой инициировало именно организация российских немцев – Немецкое Молодежное Объединение. На этом заседании присутствовали представители более чем от 20 меньшинств, рассказывал и о совместных проектах с другими меньшинствами России, однако в большинстве своем рассказывал о Нас, о Российских Немца – нашем прошлом, Настоящем и немного о том как я вижу будущее нашего народа. Возможно кто-то на выставке мог бы сделать мне замечание или даже упрекнуть меня в том что я рассказываю о себе, но я думаю что именно послушав компетентные, полные рассказы о жизни разных меньшинств в России посетители «холлов» здания совета европпы могли сами сделать справедливые и правильные выводы о многокультурности России и о том не вызывает ли эта многокультурность проблем.

Собственно-то что я хотел рассказать вам о выставке подошло к концу. Теперь давайте я расскажу о том что я увидел в Стасбурге, какое впечатление произвел на меня город и поездка в целом. Знаете гуляя в первый день по городу – я подумал: Боже мой, ничего особенного, простой европейский город и ничего особенного! Однако стоило мне через минуту увидеть величие и масштабы страсбургского собор, высота которого 142 м, кстати до 19 века он был самой высокой христианской церковью(сейчас Ульмский собор – почти 162 метра), так вот увидев его – собор, я понял в город приехать стоило. каждый следующий день все больше убеждал меня в великолепном спокойствии и вселенской красоте этого города. Мощеные улочки, каналы с системой шлюзов и необычными разводными мостами(они не поднимаются, а просто поворачиваются на 90 градусов и становятся как балкончик к берегу), куча ресторанов с прекрасной кухней вином и прелестными официантами и поварами которые зазывают тебя прямо с улицы если не заняты и могут обидеться если ты не останешься у них! Тут можно гулять целыми днями и наслаждаться атмосферой города и дружелюбием людей.

Кроме открытых частей города нам, как экспертам совета европы – так у нас было написано на бейдже, удалось посетить еще несколько закрытых для простых людей мест: постоянное представительство РФ в страсбурге, где нас принимал зам посла, страсбургский суд по правам человека в котором его сотрудник рассказывал нам как он, суд, устроен, историю и современные реалии и положение дел! Оказывается в среднем 1 из 10 дел откланяется просто из-за отсутствия состава дела, рассказали нам и о том как решаются дела касающиеся тысяч и десятков тысяч людей и как в этой области юриспруденции европа отстала от США например. Так же за время выставки удалось увидеть Януковича(президент украины) и Лаврова(министра иностранных дел РФ). Знаете что интересного заметил в себе?! – У меня окончательно пропала радость от того что я увидел ту или инную шишку, звезду. Совсем нет желания сфотографироваться с этими людьми. Лавров и что, ведь мне не холодно не жарко от того что он стоит рядом и от того что у меня будет фотография с ним. Не вижу я смысла радоваться фотографии с людьми которые даже не знают моего имени, а я не знаю их и не общаюсь с ними, – конечно если это не Кетрин Зета-Джонс в свои лучшие годы)))

В общем примерно так. Естественно это лишь небольшой обзор моей поездки, если есть мой номер – звоните и спрашивайте подробнее. Нет – ищите в интернете подробности.

Удачи, и надеюсь эта запись не будет последней, а блог мой не падет под натиском моей лени!

Биллис Бэнд – Кафе последний путь

RusDeutsch.ru